Среднесписочная численность работающих - 971 человек.
В процессе анализа активов в первую очередь следует изучить динамику активов, изменения в их составе и структуре и дать им оценку.
Таблица 1. Горизонтальный и вертикальный анализ активов МУП «Управление автомобильного транспорта» за 2004 год
Показатель
Сумма в т.р.
Удельный вес в %
Изменения
01.01.2004
01.01.2005
Сумма
Удельный вес
Внеоборотные активы
162 993
174 434
68, 81
78, 39
11 441
9, 58
Оборотные активы
73 851
48 080
31, 19
21, 61
- 25 501
- 9, 58
Итого
236 844
222 514
100
- 14 330
-
Горизонтальный анализ активов предприятия показывает, что абсолютная их сумма за отчетный год уменьшилась на 14 330 тыс. руб. Основные средства, остатки незавершенного капитального строительства периодически переоцениваются с учетом роста индекса цен. Вновь поступившие запасы отражены по текущим ценам, ранее оприходованные запасы – по ценам, действующим на дату их поступления. Средства в расчетах, денежная наличность не переоцениваются. Поэтому очень трудно привести все статьи актива баланса в сопоставимый вид и сделать вывод о реальных темпах прироста их величины. Оценить деловую активность предприятия можно только по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов (Такт), объема продаж (Тvрп) и прибыли (Тn):
100% < Такт < Тvрп < Тn
Данное соотношение принято называть «золотым правилом экономики предприятия». Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового положения.
На анализируемом предприятии темп роста активов 93, 96 % (222 514·100 / 236 844), объема продаж (выручки) – 96, 54 % (147 891·100 / 153 187), прибыли – 78, 64 % (2 845·100 / 3 618), то есть данное условие не выполнено:
100% > 93, 96% < 96, 54% > 78, 64%
Первое неравенство (100% < Такт ) показывает, что предприятие не наращивает свой экономический потенциал и масштабы деятельности.
Второе неравенство (Такт < Тvрп ) свидетельствует о том, что объем продаж не растет быстрее экономического потенциала. Из этого можно сделать вывод о пониженной эффективности использования ресурсов на предприятии.
Третье неравенство (Тvрп < Тn) означает, что прибыль предприятия не растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала.
Таким образом, можно сказать, что предприятие приходит в упадок.
Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов.
Наибольший удельный вес (78, 39%) в общей сумме активов компании приходится на иммобилизованные (внеоборотные) активы. В сравнении с началом 2004 года отмечается повышение их доли на 9, 58 процентных пункта, и соответственное уменьшение доли оборотных активов. Данные изменения объясняются значительным уменьшением суммы оборотных активов предприятия на 25 501 тыс. руб.и вместе с тем повышением суммы внеоборотных активов на 11 441 тыс. руб..
Рассмотрим более подробно изменение структуры внеоборотных активов. Анализ изменения структуры внеоборотных активов представлен в таблице 2.
Таблица.2. Анализ изменения структуры внеоборотных активов МУП Управление автомобильного транспорта за 2004 год
Сумма тыс. руб
01. 01. 2004
01. 01. 2005
Нематериальные активы
444
377
0, 27
0, 22
- 67
- 0, 05
Основные средства
156 955
159 793
96, 3
91, 6
2 838
- 4, 7
Незавершенное строительство
5 156
11 875
3, 16
6, 8
6 719
3, 64
Отложенные налоговые активы
438
2 389
1, 38
1 951
1, 13
Внеоборотные активы всего
11441
Изменение величины внеоборотных активов в основном вызвано увеличением суммы незавершенного строительства на 6 719 тыс. руб., а также увеличением основных средств на 2 838 тыс. руб..
В целом, динамика структуры внеоборотных активов характеризуется:
- увеличением доли незавершенного строительства с 3,16% до 6,8%;
- снижением доли нематериальных активов на 0,05 процентного пункта с 0,27% до 0,22%;
- уменьшением доли основных средств на 4,7 процентного пункта – с 96,3% до 91,6%;
- увеличение доли отложенных налоговых активов на 1,13%.
Рисунок 2. Структура внеоборотных активов МУП «Управление автомобильного транспорта» на 01.01.2004 г.
Рисунок 3. Структура внеоборотных активов МУП «Управление автомобильного транспорта» на 01.01.2005 г.
2.3. Анализ основных средств[4] МУП «Управление автомобильного транспорта»
В состав внеоборотных активов входят основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, оборудование к установке, долгосрочные финансовые вложения и прочие.
Основные средства представляют собой материально-техническую базу для высоко эффективного ведения производственной, коммерческой и иной деятельностью.
Основные средства в денежном выражении - это основные фонды.
Составляют 2 вида балансов по основным фондам:
1. Баланс по первоначальной стоимости (остаток на начало по первоначальной стоимости плюс введено по первоначальной стоимости выбыло по первоначальной равно остаток на конец по первоначальной)
2. Баланс по полной остаточной стоимости (остаток на начало по остаточной плюс введено по первоначальной минус выбыло по остаточной плюс капитальный ремонт и модернизация минус сумма начисленной амортизации за год равно остаток на конец года по остаточной стоимости).
Главной задачей анализа основных производственных фондов является: определение обеспеченности предприятия и его подразделений основными средствами, а также определить уровень их использования и причины изменения их в динамике.
Кроме этого одной из задач является изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования, и выявить резервы увеличения.
Источниками анализа основных производственных фондов являются:
1) баланс;
2) форма №5 раздел 3;
3) отчёт о составе и движения основных средств,
отчёт о наличии и движении основных средств;
4) баланс производственной мощности;
5) инвентарные карточки учёта основных средств;
6) техническая документация.
Анализ обычно начинают с изучения состава, структуры, динамики основных средств, их рост за анализируемый период.
По данным таблицы 3 можно сделать выводы:
Стоимость основных средств на МУП “Управление автомобильного транспорта” увеличилась в целом на 15 802 тысячи рублей, это связано со значительным увеличением транспортных средств на 10 156 тысяч рублей и зданий на 2 347 тысяч рублей.
Наибольший удельный вес в стоимости основных средств составляют транспортные средства (52, 62 процентов). В составе основных средств не имеются непроизводственные средства.
Таблица 3. Состав и структура основных средств МУП «Управление автомобильного транспорта» за 2004 год
Группы основных средств
01.01.2004г.
01.01.2005г.
Изменения +,-
Тысяч рублей
Удельный вес, %
Здания
64104
21,95
65883
21,4
1779
- 0,55
Сооружения
22121
7,57
24468
7,95
2347
0,38
Машины и оборудование
52981
18,14
54485
17,7
1504
- 0,44
Транспортные средства
151818
52,0
161974
52,62
10156
0,62
Производственный и хозяйственный инвентарь
976
0,34
992
0,33
16
- 0,01
Итого:
292000
307802
15802
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6