Объем эмиссии финансовых векселей достигает в настоящее время десятков триллионов рублей, в то время как обращение коммерческих векселей практически отсутствует. Внедряемые в некоторых регионах, а также между предприятиями определенных отраслей (энергетической, железнодорожной и угольной) системы взаимозачетов с использованием векселей находятся пока в стадии эксперимента и не лишены недостатков. Кроме того, тот факт, что векселями оплачивается, как правило, просроченная задолженность предприятий указанных отраслей, позволяет отнести эмитируемые ими векселя скорее к финансовым, нежели к коммерческим.
Коммерческие банки не имеют широкой базы для осуществления учетных операций, а Центральный банк РФ — переучетных. Таким образом, в качестве средства коммерческого кредитования, а также инструмента рефинансирования вексель практически не используется. Ситуация парадоксальная. Вексель выполняет не свойственные ему функции (например, средства получения дохода) и не выполняет основные, внутренне присущие ему.
Причины неразвитости коммерческого вексельного обращения в России кроются как в хронической неплатежеспособности предприятий, так и в незнании вексельного законодательства потенциальными участниками рынка векселей, в отсутствии полной и непротиворечивой нормативной базы.
Подавляющее большинство вексельных норм содержиться в нормативных правовых актах ведомств, главным образом ЦБ России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которые плохо согласуются между собой, а также с немногочисленными федеральными законами, регулирующими обращение векселей.
В большинстве развитых стран существует отдельная подотрасль – вексельное право, обычно в форме единого законодательного акта – вексельного устава или уложения, исчерпывающим образом регулирующая вексельное обращение и, что особенно важно, упрощенное и ускоренное взыскание по векселям.
Гражданское законодательство РФ о векселях состоит из нескольких статей ГК РФ и уже упоминавшемся ФЗ «О переводном и простом векселе». Из определения векселя (ст.815 ГК РФ) вытекает, что не может быть векселей, оплата которых производится товарами, или векселей, содержащих какие-либо условия оплаты.
Очевидно, что эмитировать переводные векселя невозможно, или, по крайней мере затруднительно. Эмитируемые в РФ векселя – это, по существу, квази- облигации, не имеющие реального обеспечения и облеченные в вексельную форму для того, чтобы избежать ограничений, налагаемых законодательством об эмиссии ценных бумаг.
Отношения участников вексельного рынка недостаточно урегулированы также в той части, где они выходят за рамки вексельного права. Это касается, в частности, налогового, банковского, таможенного, нотариального и процессуального законодательства.
В целях создания единого вексельного законодательства необходимо адаптировать Положение о переводном и простом векселе к особенностям и современному состоянию национального финансового рынка и денежного обращения. Нужна также существенная доработка внутреннего законодательства в части создания гарантий быстрого и необременительного взыскания долга по не оплаченным в срок и опротестованным векселям, компенсации всех издержек векселедержателя, более четкого определения векселеспособности, требований к оформлению векселей и т. д.
В определенной степени отмеченные недостатки законодательной базы учтены Федеральным законом от 11 марта 1997 г. В частности, в целях компенсации потерь кредитора законом предписывается проценты и пеню при увеличении исковой суммы по не оплаченным в срок векселям рассчитывать исходя из размера действующей учетной ставки Центрального банка РФ, а не 6 и 3%, указанных в ЕВЗ; запрещается эмиссия бездокументарных векселей; вводится ускоренная процедура исполнения вексельных исков; Правительству Российской Федерации поручается привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с принятым Федеральным законом в трехмесячный срок.
Национальная правовая база, а также практика обращения векселей нуждаются в дальнейшей корректировке, с тем чтобы превратить вексель в действительно удобный и универсальный инструмент кредитования, расчетов и денежно кредитного регулирования, исключающий возможность необоснованных финансовых потерь участников вексельного обращения.
2.Организация вексельного рынка в России
Первая попытка наладить функционирование вексельного рынка в «новой» России была предпринята государством в 1988-1991 гг. Предполагалось, что вексель быстро станет популярным инструментом привлечения инвестиций в отечественное производство. Однако этого не произошло по трем основным причинам: во-первых, в 1992 году после либерализации цен возник дефицит денежной массы, что негативно сказалось на возможностях потенциальных инвесторов; во-вторых, даже субъекты со свободными средствами не спешили «вкладывать» в незнакомые бумаги; в третьих, и это главное, имели место спад в экономики, высокая инфляция и неэффективность производственных (как правило, долгосрочных) капиталовложений.
1994-1995 гг. принесли относительную финансовую стабилизацию и замедление экономического спада. В экономике наметилась перспектива роста (в первую очередь на предприятиях сырьевых отраслей и металлургии), вследствие чего инвестиционный климат потеплел, а конкуренция свела на нет «пену» в лице финансовых махинаторов, им на смену пришли серьезные инвестиционные компании и банки.
Качественно изменилась и сфера приложения капиталов : в это время наблюдался всплеск интереса к акциям приватизированных предприятий, расцвет рынка казначейских обязательств и ГКО. Что же касается векселей, то в 1995г., многие банки осуществили их эмиссию с дополнительного привлечения оборотных денежных средств и более оперативного расчета с клиентами- промышленниками.
Начался выпуск векселей и частью производственных предприятий, но в данном случае эмитенты стремились к ускорению товарооборота, а не к привлечению денежных ресурсов.
1996г. ознаменовался резким увеличением эмиссии вексельного рынка. Количество эмитентов возросло в несколько раз, число профессиональных участников этого рынка – финансово-инвестиционных компаний и банков, с одной стороны, и предприятий связанных производственным процессом с эмитентами векселей, с другой стороны, - увеличилось примерно в той же степени. Таким образом, вексель признали удобным средством расчета за продукцию и кредиты. Банковские векселя, погашаемые живыми деньгами, наряду с другими долговыми бумагами стали использоваться и в качестве объекта для портфельных инвестиций. По мнению специалистов, именно 1996г. можно считать годом фактического становления вексельного рынка, но речь здесь может идти лишь о его количественных характеристиках – качество он приобрел в 1997г.
1997 год хотя и оказался заметно менее удачным с точки зрения спекулятивных операций с векселями, однако сделал их рынок более цивилизованным во всех отношениях. .
2.1. Структура и объем вексельного рынка. Место векселей в финансовом обороте.
2.1.1. Виды векселей.
На российском рынке присутствуют следующие виды векселей:
. Банковские векселя. Для банков векселя – частные деньги, дешевые денежные ресурсы, создаваемые самими банками, денежные суррогаты призванные
1. восполнить недостаток текущей банковской ликвидности (аналог депозитов, депозитных сертификатов);
2. создать базу для дешевых вексельных кредитов;
3. обеспечить сверхдоходность в спекулятивных операциях с векселями на разницах в курсах покупки продажи (создать свой собственный инструмент для этого, выкупать свои векселя с большим дисконтом, нежели тот с которым они распространялись на денежном на рынке);
4. быть использованными в специальных финансовых схемах (например, расчетное обслуживание клиентов, создание региональных денег для местных администраций, снижение налогообложения );
5. в разовых случаях выступать как коммерческие бумаги (финансовые векселя, выпускаемые в единичных экземплярах с номиналом несколько миллиардов не денаминированных рублей для совершения по ним разовых сделок, единичные случаи продажи крупнономинальных валютных векселей за рубеж иностранным инвесторам).
. Векселя корпоративных эмитентов. Для корпоративных эмитентов – векселя – денежные суррогаты, призванные:
1. восполнить недостаток оборотных средств (круговые цепочки расчетов, оформление векселями авансов с последующим погашением продукцией, разовые случаи выпуска крупнономинальных векселей для единичного привлечения средств), коммерческий кредит предоставляемый поставщиком своим контрагентам-потребителям произведенной продукции;
2. обеспечить вместо бартера и в отсутствие «живых денег» расчеты за продукцию;
3. заместить дорогие банковские кредиты;
4. снизить стоимость налоговых платежей (использование льготного налогообложения, связанного с векселем, выкуп с дисконтом векселей, принимаемых в местные бюджеты по полной стоимости, выпуск векселей, принимаемых по согласованию с местными администрациями в доходы регионального бюджета);
5. обеспечить свердоходность в спекулятивных операциях с векселями на разницах в курсах покупки-продажи;
6. секьюритизировать (в отдельных случаях) свои проблемные долги и дать возможность их держателям получить хотя бы часть денег;
7. дать возможность обойти ограничения, наложенные государством на выпуск эмиссионных ценных бумаг;
8. вместе с тем в более ограниченных объемах вексель используется и для совершения традиционных в западной практике операций (например, оформление обязательств по ссудам, внешнеторговые расчеты).
. Муниципальные векселя. Для региональных правительств векселя до марта
1997 г. (выход в свет Федерального закона от 11.03.97, запрещающего выпуск векселей субъектами РФ и муниципальными образованьями, кроме случаев, специально предусмотренными федеральными законами) являлись:
1. частными деньгами, возмещающими нехватку денежных средств в обращении;
2. финансовыми ресурсами, восполняющими дефицит доходов регионального бюджета и дефицит федеральных средств;
3. соответственно, инструментами финансирования регионального хозяйства и формирования доходной базы бюджета в замещение реальных денег;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7