При этом по данным предыдущей переписи в 1988г. соответствующие цифры были на 7-15% меньше.[9] Аналогичная тенденция наблюдается и в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. Несколько менее выражено в Саратовской, Самарской и Воронежской.
Характерные этнические картины на московских и ленинградских рынках давно известны, но в последние десятилетие бурный количественный рост азиатских землячеств заметен уже и на улицах Смоленска, Твери, Владимира, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и того же Иваново.
Вот данные (не только официальной) статистики по национальному представительству на территории региона (табл. 6).[10]
Таблица 6.
Этнический состав населения Ивановской области
N
Этническая группа
% населения
1988г.[11]
2008г. [3]
1
Русские (в части автохтонного населения – в основном потомки финно-угорских племен «Меря» и Мурома»)
87
72,5
2
Татары (в части автохтонного население –потомки поволжских и камских булгар)
8
9,5
3
Евреи («ранняя» диаспора)
1,5
1,1
4
Азербайджанцы («поздние» диаспоры)
-
3,9
5
Дагестанцы («поздние» диаспоры)
2,5
6
Чеченцы («поздние» диаспор»)
1,2
7
Армяне («поздние» диаспоры)
0,5
2,8
Представители других национальностей (вне диаспор)
3,0
6,5
Представители 2-7 позиций имеют свои постоянно действующие и официально зарегистрированные на территории области национальные диаспоры.
А теперь рассмотрим «отраслевое» представительство этих этнических групп (без N8 в табл.6.) на конец 2008г. [5]
Таблица 7.
Уровень отраслевого доминирования (представительства) по этническому признаку на территории ивановской области на конец 2008г.
Отрасли экономики
Уровень доминирования (представительства) в форме контроля капиталов в промышленности и торговле и участия (численности) в гос. структурах (%)[12]
Русские
Тата ры
Евреи
Азербайджанцы
Дагестанцы
Чеченцы
Армяне
Промышленность в. т. текстиль
72
19
3.5
Сельское хозяйство
78
Строительство
52
10
14
24
Транспорт и связь
65
21
Торговля оптовая
59
11
Розничная торговля
38
9
17
13
12
Общественное питание (армяне учитываются вместе с грузинами)
43
Лесное хозяйство
62
16
Региональная и муниципальная администрация (русские вместе с «выкрестами»)
84
Силовые ведомства
83
Медицина (вся)/врачи (евреи вместе с немцами)
80/71
7/8
4/9
0,5/05
7,5/3,5
Образование, в т.ч. с/спец и ВУЗы (педагоги - учителя)
73
Как говорится – «имеющий глаза – да увидит».
В данном случае увидит и то, что тенденции демографической динамики и этническую мозаику региона тоже нужно уметь грамотно учитывать с точки зрения потенциала и планирования территориального развития (первое что бросается в глаза что «текстиль» с таким составом населения «поднять» все безнадежнее, а вот сервисно-торговые составляющие и «теневой сектор» - вполне можно).
Заключение
Происходящий сейчас в России процесс создания экономически самодостаточных регионов в числе прочего также подтвердил значение эффективного государственного регулирования рыночной экономики, занявшей прочное место в первоочередных приоритетов на пути формирования провозглашенного в Конституции страны гражданского общества с развитой социальной рыночной экономикой и развитой системы социально-политических отношений.
Государственное регулирование в России охватило прежде всего сферы макроэкономических процессов, производственных отношений, крупного и, в меньшей степени среднего и малого, бизнеса, деятельность естественных монополий, финансовой деятельности частных кредитных учреждений.
Оно оказывает свое влияние непосредственно в функционировании оптовой и розничной торговли, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции, деревообработки, транспортных услуг, бытового обслуживания, посреднических услуг, здравоохранения, образования, культуры и искусства и некоторые другие.
В промышленности государственное регулирование наиболее весомо представлено в машиностроении (особенно в ВПК ), деятельности гигантов ТЭК, в меньшей мере в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Последнее, как правило, наряду с перерабатывающей промышленности подлежит наибольшему регулированию на региональном уровне.
Однако российское законодательство в сфере государственного регулирования бизнеса до сих пор ограничивается в основном выделением представителей отдельных видов бизнеса в отдельную категорию налогоплательщиков.
Предоставляемые льготы несоизмеримо малы в сравнении с устоявшейся системой государственного стимулирования поддержки и развития бизнеса развитых стран с рыночной экономикой. Законодательство носит нестабильный, а зачастую и противоречивый, характер; предоставляемые льготы увязаны целым рядом оговорок и условий, сводящих порой на нет возможности их применения. Налоговая политика до последнего времени носила явно фискальный, а не стимулирующих характер.
Проникновение организованных криминальных структур в различные эшелоны власти, раздел регионов и отраслей хозяйствования на сферы их влияния дополнительно усложняют положение российского государства в сфере цивилизованного регулирования рыночной экономики и рыночных отношений.
В этой ситуации особенно возрастает роль планирования ресурсов развития при формировании продуманной государственной политики, направленной на систематическое, строго дозированное, и вместе с тем последовательное и эффективное вмешательство государства в сферу территориального развития, необходимое для текущего оздоровления и дальнейшего антициклического регулирования.
Литература
1. Бюллетени Госкомстата РФ. М., 1988г. и 1999-2005гг .
2. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области. М. 2006г. (Не опубликовано).
3. Бюллетени Ивоблстатуправления за 1995-2009гг.
4. Материалы Законодательного собрания Ивановской области. 2003-2007гг.
5. Материалы ИКЦ «ГЕРМИОН»
6. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве М., 2007.
7. Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г
8. Емельянов А.В. Госплан СССР – 60 лет проб и ошибок. М. 2003.
9. Камаев М.Н.Экономика и бизнес. М. 2002.
10. Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. М.
11. Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. М. 1999. N 9.
12. Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. М. N 11. 2001.
13. Студенцов В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. М. № 9 1999.
14. Типугин И.А. Отказаться от мессианства чтобы выжить // Консультант директора., 2006., №12.
[1] Из пояснительной записки Управления экономики и прогнозирования администрации Ивановской обл. исх. 138.5.-7. от 11.05.2000г.
[2] Отчет
[3] Отчет
[4] Прим. автора
[5] Отчет
1 Материалы Законодательного собрания Ивановской области. № 10. 2006.
[7] Двумя чертами подчеркнуты показатели доходности от использования госсобственности. (прим. автора)
[8] Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г.
[9] Госкомстат СССР. Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г. М.: Академия, 1990г.
[10] Рассматривается постоянно проживающее население.
[11] Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г.
[12] Оценочно, по данным ИКЦ «ГЕРМИОН»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6