Рефераты. Управление развитием региона

При этом по данным предыдущей переписи в 1988г. соответствующие цифры были на 7-15% меньше.[9] Аналогичная тенденция наблюдается и в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. Несколько менее выражено в Саратовской, Самарской и Воронежской.

Характерные этнические картины на московских и ленинградских рынках давно известны, но в последние десятилетие бурный количественный рост азиатских землячеств заметен уже и на улицах Смоленска, Твери, Владимира, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и того же Иваново.

Вот данные (не только официальной) статистики по национальному представительству на территории региона (табл. 6).[10]


Таблица 6.

Этнический состав населения Ивановской области

N

Этническая группа

% населения

1988г.[11]

2008г. [3]

1

Русские (в части автохтонного населения – в основном потомки финно-угорских племен «Меря» и Мурома»)

87

72,5

2

Татары (в части автохтонного население –потомки поволжских и камских булгар)

8

9,5

3

Евреи («ранняя» диаспора)

1,5

1,1

4

Азербайджанцы («поздние» диаспоры)

-

3,9

5

Дагестанцы («поздние» диаспоры)

-

2,5

6

Чеченцы («поздние» диаспор»)

-

1,2

7

Армяне («поздние» диаспоры)

0,5

2,8

8

Представители других национальностей (вне диаспор)

3,0

6,5


Представители 2-7 позиций имеют свои постоянно действующие и официально зарегистрированные на территории области национальные диаспоры.

А теперь рассмотрим «отраслевое» представительство этих этнических групп (без N8 в табл.6.) на конец 2008г. [5]


Таблица 7.

Уровень отраслевого доминирования (представительства) по этническому признаку на территории ивановской области на конец 2008г.

Отрасли экономики

Уровень доминирования (представительства) в форме контроля капиталов в промышленности и торговле и участия (численности) в гос. структурах (%)[12]

Русские

Тата ры

Евреи

Азербайджанцы

Дагестанцы

Чеченцы

Армяне

Промышленность в. т. текстиль

72

3

19

-

-

2,5

3.5

Сельское хозяйство

78

8

3

7

4

-

-

Строительство

52

10

14

-

-

-

24

Транспорт и связь

65

4

21

-

-

-

10

Торговля оптовая

59

5

11

10

2

3

10

Розничная торговля

38

9

3

17

13

12

8

Общественное питание (армяне учитываются вместе с грузинами)

43

10

17

8

-

11

13

Лесное хозяйство

62

7

5

-

-

16

12

Региональная и муниципальная администрация (русские вместе с «выкрестами»)

84

9

6

-

-

-

1

Силовые ведомства

83

10

4

0,5

-

-

2,5

Медицина (вся)/врачи (евреи вместе с немцами)

80/71

7/8

4/9

0,5/05

-

-

7,5/3,5

Образование, в т.ч. с/спец и ВУЗы (педагоги - учителя)

73

7

16

-

-

-

3


Как говорится – «имеющий глаза – да увидит».

В данном случае увидит и то, что тенденции демографической динамики и этническую мозаику региона тоже нужно уметь грамотно учитывать с точки зрения потенциала и планирования территориального развития (первое что бросается в глаза что «текстиль» с таким составом населения «поднять» все безнадежнее, а вот сервисно-торговые составляющие и «теневой сектор» - вполне можно).


Заключение


Происходящий сейчас в России процесс создания экономически самодостаточных регионов в числе прочего также подтвердил значение эффективного государственного регулирования рыночной экономики, занявшей прочное место в первоочередных приоритетов на пути формирования провозглашенного в Конституции страны гражданского общества с развитой социальной рыночной экономикой и развитой системы социально-политических отношений.

Государственное регулирование в России охватило прежде всего сферы макроэкономических процессов, производственных отношений, крупного и, в меньшей степени среднего и малого, бизнеса, деятельность естественных монополий, финансовой деятельности частных кредитных учреждений.

Оно оказывает свое влияние непосредственно в функционировании оптовой и розничной торговли, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции, деревообработки, транспортных услуг, бытового обслуживания, посреднических услуг, здравоохранения, образования, культуры и искусства и некоторые другие.

В промышленности государственное регулирование наиболее весомо представлено в машиностроении (особенно в ВПК ), деятельности гигантов ТЭК, в меньшей мере в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Последнее, как правило, наряду с перерабатывающей промышленности подлежит наибольшему регулированию на региональном уровне.

Однако российское законодательство в сфере государственного регулирования бизнеса до сих пор ограничивается в основном выделением представителей отдельных видов бизнеса в отдельную категорию налогоплательщиков.

Предоставляемые льготы несоизмеримо малы в сравнении с устоявшейся системой государственного стимулирования поддержки и развития бизнеса развитых стран с рыночной экономикой. Законодательство носит нестабильный, а зачастую и противоречивый, характер; предоставляемые льготы увязаны целым рядом оговорок и условий, сводящих порой на нет возможности их применения. Налоговая политика до последнего времени носила явно фискальный, а не стимулирующих характер.

Проникновение организованных криминальных структур в различные эшелоны власти, раздел регионов и отраслей хозяйствования на сферы их влияния дополнительно усложняют положение российского государства в сфере цивилизованного регулирования рыночной экономики и рыночных отношений.

В этой ситуации особенно возрастает роль планирования ресурсов развития при формировании продуманной государственной политики, направленной на систематическое, строго дозированное, и вместе с тем последовательное и эффективное вмешательство государства в сферу территориального развития, необходимое для текущего оздоровления и дальнейшего антициклического регулирования.


Литература


1.                 Бюллетени Госкомстата РФ. М., 1988г. и 1999-2005гг .

2.                 Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области. М. 2006г. (Не опубликовано).

3.                 Бюллетени Ивоблстатуправления за 1995-2009гг.

4.                 Материалы Законодательного собрания Ивановской области. 2003-2007гг.

5.                 Материалы ИКЦ «ГЕРМИОН»

6.                 Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве М., 2007.

7.                 Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г

8.                 Емельянов А.В. Госплан СССР – 60 лет проб и ошибок. М. 2003.

9.                 Камаев М.Н.Экономика и бизнес. М. 2002.

10.            Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. М.

11.            Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. М. 1999. N 9.

12.            Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. М. N 11. 2001.

13.            Студенцов В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. М. № 9 1999.

14.            Типугин И.А. Отказаться от мессианства чтобы выжить // Консультант директора., 2006., №12.


[1] Из пояснительной записки Управления экономики  и прогнозирования администрации Ивановской обл. исх. 138.5.-7. от  11.05.2000г.

[2] Отчет

[3]  Отчет

[4] Прим. автора

[5] Отчет

1 Материалы Законодательного собрания Ивановской области. № 10. 2006.

[7] Двумя чертами подчеркнуты показатели доходности от использования госсобственности. (прим. автора)

[8] Виноградов В.И., Семенчук К.Н. «Этническая мозаика юга России» // журнал «Консультант директора», М., №12, 2003г.

[9] Госкомстат СССР. Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г. М.: Академия, 1990г.

[10] Рассматривается постоянно проживающее население.

[11] Данные всеобщей переписи населения СССР за 1988г.

[12] Оценочно, по данным ИКЦ «ГЕРМИОН»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.