Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.
II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию.
На основе данных изображенных в п.I осуществляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п.I, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.
III. Расчет переменных и постоянных затрат.
Необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.
IV. Расчет точки безубыточности.
Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости изделий и предположительной цены реализации. Схемы расчета точки безубыточности изложены в Глава 2. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.
V. Определение ценовой политики предприятия
На основе анализа будущего состояния рынка, произведенного в п.II, определяем при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п.IV критерию, то повторяем пункт V еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.
VI.Принятие окончательного плана
На основе определенных в п. V цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.
VII.Контроль безубыточности
Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.
Таким образом мы рассматриваем достаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описали процесс планирования безубыточности.
Глава 4. Управление формированием прибыли на примере строительной организации - ЗАО «ВиД» г.Печора.
Существует три основных метода повышения прибыли:
1. Снижение себестоимости производимой продукции.
2. Повышение объема реализации продукции.
3. Увеличение цен на продукцию.
Все эти методы исходят из формул для нахождения прибыли:
Прибыль = Ц * Количество реализации – Постоянные расходы – Переменные расходы
Проанализируем все методы применительно к предприятию ЗАО «ВиД»,
В разделе 4.1. были показаны основные статьи с/с, которые возможно снизить. Однако наиболее реальным представляется снижение зарплаты управленческого персонала в составе общехозяйственных расходов. Дело в том, что по принятым стандартам данная зарплата должна составлять не более 20% от зарплаты производственных рабочих, в то время как на самом деле она составляет около 513%, т.е превышает более, чем в 5 раз. Если снизить зарплату персонала на 100000 у.е. (66,67%, т.е. 2/3), то она будет все же значительно превышать норму, однако операционные затраты существенно снизятся, а следовательно повысится прибыль.
Так прибыль до снижения данной статьи составляла:
5631000 – 1663000 – 2303485 = 1664515 у.е.
После снижения она составит 1764515 у.е., т.е. повысится на 6%
Повысить объем реализации можно после досконального изучения рынка сбыта и нахождения новых покупателей продукции. Такое повышение возможно, во-первых за счет снижения запасов готовой продукции на складах предприятия, а во вторых, за счет введения предприятием в 2001 г. новых производственных мощностей (закупка оборудования) и повышения объёма выпускаемой продукции.
Так, если повысить объём реализации на 3% (4200 шт.) за счёт продукции, находящейся на складах то прибыль составит:
5631000 / 144200 – 1663000 – 2303485 / 140000 * 144200 = 1764340 у.е.
Т.е. при повышении объёма реализации на 3% прибыль предприятия увеличится на 6% (5,997%)
1. Увеличение цен на продукцию.
Этот метод является самым рискованным из перечисленных, поскольку повышение цены может понизить спрос на продукцию или повлечь за собой переход на потребление продукции предприятий – конкурентов.
Однако предположим, что предприятие досконально проанализировало рынки сбыта и нашло возможным повышение цены продукции на 5% (с 40,22 у.е./шт до 42,23 у.е./шт). Прибыль будет составлять:
42,23 * 140000 – 1663000 – 2303483 = 1945715 у.е.
Т.е. прибыль увеличится на 17% (16,794%)
Таким образом, наиболее эффективным из трех предложенных методов является увеличение цены реализации продукции.
Применив все перечисленные методы, предприятие сможет существенно повысить свою прибыль. Она составит:
42,23 * 144200 – 1563000 – 2372590 = 2153976 у.е.
Т.е. повышение прибыли составит 29,41% или 489461 у.е.
Анализ конкурентноспособности построен на основе классификации затрат на постоянные и переменные, а также определении точки безубыточности (критического объема реализации).
Точка безубыточности – это объём реализации продукции, при котором выручка от её реализации равна общим затратам.
В натуральном выражении (количество единиц реализации):
|Тб/у |= |Постоянные затраты | | | |Цена реализации |-|Переменные затраты на единицу | | | |единицы продукции | |реализованной продукции |
В денежном выражении:
|Тб/у |= |Постоянные затраты | | | |Результат от реализации после возмещения переменных затрат в | | | |относительном выражении |
Для анализируемого предприятия ЗАО «ВиД» постоянными затратами за 2001 г. являются:
- постоянные производственные накладные затраты – 1160000 у.е.
(Приложение №1);
- общехозяйственные расходы (Приложение №1) 315000 у.е.;
- постоянные затраты на сбыт (Приложение №1) 188000 у.е.; Всего постоянных затрат 1663000 у.е.
Переменные затраты включают в себя:
- переменные производственные накладные затраты (Приложение №1) 620000 у.е. для производственных 146144 шт. изделий, тогда для реализованных
140000: 620000 * 140000 / 146144 = 593935 у.е.
- затраты на оплату труда (Приложение №1):
29229 * 140000 / 146144 = 28000 у.е.
- затраты на материалы составят:
материал А: 140000 шт. * 2 у.е./кг * 4 кг/шт = 1120000 у.е.
материал Б: 140000 шт. * 2 у.е./кг * 1 кг/шт = 280000 у.е.
Всего 1120000 + 280000 = 1400000 у.е.
- расходы по сбыту (Приложение №1) 281550 у.е.
Итого переменных расходов 2303485 у.е.
На единицу продукции приходится:
2303485 / 140000 = 16,45 у.е. переменных расходов.
Цена единицы продукции по году составляет:
5631000 / 140000 = 40,22 у.е.
Теперь можно рассчитать критический объём сбыта продукции (точку безубыточности):
Тб/у = 1663000 / (40,22 – 16,45) = 69962 шт.
В денежном выражении это составляет :
69962 * 40,22 = 2813872 у.е.
Можно подсчитать запас финансовой устойчивости:
5631000 – 2813872 = 2817128 у.е.;
в натуральном выражении:
140000 – 69962 = 70038 шт.
Это значит, что предприятие может, не неся убытков, снизить объём продаж на 70038 шт, т.е. почти на половину.
На рисунке приведено графическое изображение точки безубыточности .
[pic]
Заключение
В данной курсовой было проделано следующее:
- рассмотрена концепция безубыточности в современной экономической теории;
- изучены методы определения точки безубыточности;
- рассмотрен процесс планирования безубыточности;
- в расчетной части курсовой было рассмотрено управление формированием прибыли на примере строительной организации - ЗАО «ВиД» г.Печора.
В целом деятельность предприятия ЗАО «ВиД» в 2001 г. можно считать выгодной, поскольку при заданном объеме производства и затратах на выпуск предприятие получит большую прибыль. Кроме того, у него имеются ресурсы для расширения производства и увеличения прибыли: можно повысить объем выпуска продукции и уменьшить некоторые статьи затрат. Политику руководства можно назвать правильной, поскольку обеспечивается и прибыль, и финансовая устойчивость предприятия.
Управление формированием прибыли - часть деятельности предприятия. Без контроля и составления прогнозов финансово-хозяйственной деятельности предприятия невозможно оценить его будущую рентабельность и, соответственно, целесообразность функционирования в будущем. Кроме того, нельзя внести коррективы и максимально увеличить прибыль, если не проанализировать доходы от реализации продукции и затраты на её выпуск.
Список литературы.
- Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. - СПб: «Белл», 1994. - Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. - СПб: АО «Санкт Петебург оркестр», 1994. - К.Друри Введение в управленческий и производственный учет. - М: «Аудит», 1994. - Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М: «Финансы и статистика», 1996. - Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл Принципы бухгалтерского учета. - М: «Финансы и статистика», 1994. - Питерс М., Хизрич Р. Предпринимательство. - М: «Прогресс-Универс», 1989. - Харальд Штиглер, Роман Хофмайстер Контроллинг. Часть I и II. - Вена: «Институт содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии», 1993.
Приложение №1 (таблицы)
Бюджет прямых затрат на оплату труда. |Показатели |ед. измерен. |1 |2 |3 |4 |Год | |Объём производства|шт. |41620 |33880 |35000 |35644 |146144 | |Затраты труда на |Час. |0.5 |0.5 |0.5 |0.5 |0.5 | |единицу продукции | | | | | | | |Общие затраты |Час |20810 |16940 |17500 |17882 |73072 | |рабочего времени | | | | | | | |на весь объём | | | | | | | |поизводства | | | | | | | |Тарифная ставка |у.е./час |0.4 |0.4 |0.4 |0.4 |0.4 | |оплаты труда | | | | | | | |Общие затраты на |у.е. |8324 |6776 |7000 |7129 |29229 | |оплату труда | | | | | | |
Бюджет производственных накладных расходов. |Показатели |ед. |1 |2 |3 |4 |Год | | |измерен.| | | | | | |1. Расчет переменных затрат | |Объём производства|шт |41620 |33880 |35000 |35644 |146144 | |Ставка переменных |у.е./шт |4,24 |4,24 |4,24 |4,24 |4,24 | |накладных затрат | | | | | | | |на единицу | | | | | | | |продукции | | | | | | | |Всего переменных |у.е. |176568 |143732 |148484|151216 |620000 | |затрат | | | | | | | |в том числе по | | | | | | | |статьям: | | | | | | | | | | | | | | | |заработная плата | | | | | | | |освещение | | | | | | | |ремонт | | | | | | | | |у.е. |56960 |46370 |47900 |48770 |200000 | | |у.е. |5696 |4637 |4790 |4877 |20000 | | |у.е. |113912 |92725 |95794 |97569 |400000 | |2. Расчет постоянных затрат | |Всего постоянных |у.е. |290000 |290000 |290000|290000 |1160000| |производственные | | | | | | | |затрат | | | | | | | |в том числе по | | | | | | | |статьям: | | | | | | | |заработная плата | | | | | | | |аренда | | | | | | | |освещение | | | | | | | |амортизация | | | | | | | |ремонт | | | | | | | | |у.е. |100000 |100000 |100000|100000 |400000 | | |у.е. |50000 |50000 |50000 |50000 |200000 | | |у.е. |25000 |25000 |25000 |25000 |100000 | | |у.е. |92500 |92500 |92500 |92500 |370000 | | |у.е. |22500 |22500 |22500 |22500 |90000 | |Всего накладных |у.е. |466568 |433732 |438484|441216 |1780000| |затрат | | | | | | |
Бюджет себестоимости произведённой продукции.
|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего | |Затраты на |891092 |779308 |795484|804785|3270669 | |производство | | | | | | |продукции, | | | | | | |в том числе: | | | | | | |Материалы | | | | | | |Заработная плата | | | | | | |Производственные | | | | | | |накладные расходы | | | | | | | |416200 |338800 |350000|356440|1461440 | | |8324 |6776 |7000 |7129 |29229 | | |466568 |433732 |438484|441216|1780000 | |Себестоимость | |779308 |795484|804785|3270669 | |произведенной |891092 | | | | | |продукции | | | | | |
Бюджет себестоимости реализованной продукции.
|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего | |Запас готовой |462000|150394|156660|156660|462000 | |продукции на начало |0 | | | | | |периода | | | | | | |Себестоимость |891092|779308|795484|804785|3270669 | |произведённой | | | | | | |продукции | | | | | | |Запас готовой |150394|156660|156660|171073|171073 | |продукции на конец | | | | | | |периода | | | | | | |Себестоимость |120269|773042|795484|790372|3561596 | |реализованной |8 | | | | | |продукции | | | | | |
Бюджет общехозяйственных расходов.
|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего | |Зарплата |37500 |37500 |37500 |37500 |150000 | |Аренда |25000 |25000 |25000 |25000 |100000 | |Амортизация |2500 |2500 |2500 |2500 |10000 | |Коммунальные услуги |6250 |6250 |6250 |6250 |25000 | |Командировки |7500 |7500 |7500 |7500 |30000 | |Итого: |78750 |78750 |78750 |78750 |315000 |
Бюджет расходов на сбыт, у.е..
|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего | |Переменные затраты на сбыт: |69200 |706000 |73500 |68250 |281550 | |объём продаж |1384000 |1412000 |1470000 |1365000 |5631000 | |коммисионные,% |5% |5% |5% |5% |5% | |Постоянные расходы на сбыт: |47000 |47000 |47000 |47000 |188000 | |Заработная плата |30000 |30000 |30000 |30000 |120000 | |Амортизация |500 |500 |500 |500 |2000 | |Командировки |6000 |6000 |6000 |6000 |24000 | |Реклама |10500 |10500 |10500 |10500 |42000 | |Всего расходов на сбыт |116200 |117600 |120500 |115250 |469550 |
Прогнозный отчет о прибылях или убытках.
|Показатели |Сумма | |Доход от реализации |5631000| |Себестоимость реализованной |3561596| |продукции | | |Валовая прибыль |2069404| |Операционные затраты в том числе: |784550 | |Общехозяйственные |315000 | |Затраты на сбыт |469550 | |Операционная прибыль от основной |1284854| |деятельности | | |Налог на прибыль |385456 | |Чистая прибыль |899398 | |Дивиденды |44970 | |Нераспределенная прибыль |854428 |
Расчёт денежных расходов на оплату заработной платы, у.е.
|Показатели |1 |2 |3 |4 |Всего | |Заработная плата |8324 |6776 |7000 |7129 |29229 | |производственных | | | | | | |рабочих | | | | | | |Заработная плата в | | | | | | |составе: | | | | | | |Производственные |156960 |146370 |147900 |148770 |600000 | |накладные затраты | | | | | | |Общехозяйственные |37500 |37500 |37500 |37500 |150000 | |расходы | | | | | | |Расходы на сбыт |30000 |30000 |30000 |30000 |120000 | |Итого начислено |232784 |220646 |222400 |223399 |899229 | |Выплата заработной | | | | | | |платы: | | | | | | |Задолженность |159000 |- |- |- |159000 | |01.01.01 | | | | | | |Выплата за 1кв |193987 |38797 |- |- |232784 | |Выплата за 2кв |- |183872 |36774 |- |220646 | |Выплата за 3кв |- |- |185333 |37067 |222400 | |Выплата за 4кв |- |- |- |186166 |186166 | |Итого выплат |352987 |222669 |222107 |223233 |1020996 |
Страницы: 1, 2, 3, 4