Рефераты. Сущность и природа современных денег

Допустим, что Центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Этот рост цен заставляет банки повысить номинальную ставку процента до уровня реальной (учитывающей процент инфляции).

Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия Центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики - роста ВНП.

В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов не совпадают. Неокейнсианцы исходят из критически важной для них посылки, что заработная плата и цены - это негибкие инструменты, относительно заторможены.

Поэтому, по крайней мере, в краткосрочном плане, правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно рассмотренной схеме. В долгосрочном плане эта денежная политика уже не приведет к значительному росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию; тем самым мы описали концепцию нейтральности денег.

Монетаристы считают иначе. В их представлении цены и заработная плата - это гибкие инструменты. Поэтому политика контроля над денежной массой и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде способна, по их мнению, контролировать лишь темп инфляции. Эти теоретические положения получили название концепции супернейтральности денег.

Известный английский ученый Дж.Хикс разработал на базе кейнсианской теории стандартную равновесную модель рынка. Общее равновесие на реальном и денежном рынке исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис.2.5).

Рисунок 2.5 - Стандартная равновесная модель рынка


Кривая “IS” (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Эта кривая соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента r и уровня реального дохода У, при которых рынок товаров находится в равновесии.

С помощью алгебра­ического решения системы кейн­сианских уравнений, характеризу­ющих рынок товаров, Дж. Хикс доказал, что в графическом исполнении кривая “IS” должна быть наклонена с северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем величину ставки процента, а на оси абсцисс - уровень реального дохода. Это означает, что чем меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы достичь точки равновесия [4, 167].

Кривая “LM” (Liquidity-Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня реального дохода, при которых денежный рынок находится в равновесии, т.е. существует равенство спроса на деньги и их предложения. Алгебраически кривая LM была выведена из уравнений, характеризующих кейнсианскую модель денежного рынка. Решив эти уравнения, Дж.Хикс показал, что графически кривая “LM” должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.

На рисунке видно, что кривая “LM” имеет своеобразную конфигурацию: ее левая часть, которая отражает низкие значения ставки процента, расположена почти горизонтально, тогда как правая часть этой кривой занимает положение, близкое к вертикали. Кривая “IS” может пересечь кривую “LM” в любой ее части. В этой связи возникают различные варианты равновесия.

Если кривая “IS” пересекает кривую “LM” в левой, почти горизонтальной ее части, то мы можем столкнуться с парадоксальной ситуацией, которую кейнсианцы называют “ликвидная ловушка”. Дело в том, что при почти горизонтальном расположении кривой “LM” и низкой ставке процента эластичность спроса на деньги по проценту приближается к бесконечности.

При такой гипотетической ситуации подавляющее большинство хозяйственных агентов, предполагая в будущем рост ставки процента, будет предъявлять спекулятивный спрос на деньги.

 Единственным путем выхода из кризиса могли бы стать меры фис­кального (бюджетного) характера, предпринимаемые правительством и способствующие сдвигу кривой “IS” вправо, чтобы преодолеть кризис.


2.3 Цели и принципы денежно-кредитной политики России на современном этапе


Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

- изменение уровня резервных требований;

- изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;

-покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);

- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:

- совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;

- уменьшение долларизации российского денежного обращения;

- усиление стимулов инвестиционной активности;

- совершенствование налоговой системы;

- снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

- внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;

- развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

- усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта.

При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время.

Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;

2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;

3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;

4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;

5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;

6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;

7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;

8. Внедрение достижений и средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка;

9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;

10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;

11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;

12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;

13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка;

14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов.

Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.