Рефераты. Содержание и место бюджетирования в системе планирования организации

Финансовый бюджет состоит из бюджета инвестиций (капитальных затрат), бюджета денежных средств; бюджетного бухгалтерского баланса.

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и тому подобное.

Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.

В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.

Бюджет денежных средств представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимые для составления прогнозного бухгалтерского баланса.

Последним шагом в подготовке главного бюджета (сводного) является разработка прогнозного бухгалтерского баланса. Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Для составления этого документа используются данные всех раннее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса:

-рассчитываются все базы по налогам : на имущество, добавленную стоимость, на прибыль и другие;

- планируется дебиторская и кредиторская задолженность, в том числе просроченные;

- корректируются многие производственные и экономические показатели: себестоимость, цены реализации, управленческие расходы, расходы на продажу, выпуск продукции, реализация и другое в зависимости от поставленных задач и возможных результатов.

Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок.

Рассмотрение планового главного бюджета – это серьезное мероприятие, как для собственников предприятия, так и для потенциальных инвесторов. Не менее важен бюджет для руководства предприятия, так как он является программой, обязательной для выполнения.

Для всех служб организации на основании утвержденного бюджета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планы доходов и расходов.

Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивается путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.

Наиболее распространенным в нашей практике и наиболее привычным для понимания руководителями любого уровня управления является бюджет доходов и расходов (БДиР) или, как его называют, бюджет прибыли и убытков.

Назначение данного бюджета – показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации (по фактически отгруженной или поставленной потребителям продукции либо по показанным услугам) с расходами.

Формируемые бюджеты должны отвечать следующим требованиям:

1.Бюджеты должны быть напряженными, но достижимыми. Лишь сбалансированность мотивирует соблюдение бюджета.

2. Право на существование имеет только действительный бюджет. Теневой или аварийный бюджеты недопустимы.

3. Бюджет является обобщающим планом в натуральных и денежных единицах.

4. Ответственный за исполнение бюджета должен принимать участие при его разработке, для того чтобы со всей ответственностью отнестись к составлению бюджета.

5. Бюджет является своеобразной инструкцией к записи по счетам. Он требует равенства планируемых и фактических данных.

6. Бюджет остается неизменным во время бюджетного периода.

Составленный бюджет должен проходить согласование со всеми службами организации, участвующими в его формировании, после чего он представляется на рассмотрение руководству организации. После одобрения руководством организации бюджет становится действующим. Он должен быть обязательно принят перед началом хозяйственного года, для того чтобы требуемые мероприятия могли быть своевременно выполнены. Бюджет имеет силу для целого временного периода. Меняющиеся данные, параметры или цели не ведут к изменению бюджета. Сведения об отклонениях, полученные в результате сравнения плановых и фактических показателей, учитываются на будущее к началу срока действия следующего бюджета.

Для выявления недостатков и ошибок в организации бюджетирования проводят анализ основных показателей бюджетов.

Экономический анализ исполнения бюджета является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой для разработки научно обоснованных планов – прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

При постановке бюджетирования одной из наиболее серьезных проблем, которые приходится решать в первую очередь, является определение форматов бюджетов. Это инструменты сугубо управленческого учета, их выбор-исключительная прерогатива руководителей конкретного предприятия или фирмы.

Форматы бюджетов должны быть, с одной стороны, совместимы с действующей на предприятии системой бухгалтерской отчетности. По форме и структуре они должны быть приближены к установленным формам бухгалтерской отчетности. Такой подход позволяет своевременно получать информацию, необходимую для составления бюджетов или контроля за их исполнением. Главная проблема состоит в планировании налогов, что предполагает отображение в форматах основных бюджетов российских налоговых реалий.

С другой стороны, «…используемые в настоящее время в России формы бухгалтерской отчетности (формы «1,2 и 4 Минфина России) совершенно непригодны для финансового анализа и тем более для финансового планирования и прогнозирования, то есть для выработки и принятия управленческих решений»[10].

Одно из главных направлений, в котором стоит развивать бюджетирование-это разработка бюджетов на основе форматов, разработанных в соответствии с GAAP и соответствующие общепринятым принципам учета.

Однако если сохранить главные присущие GAAP принципы построения форматов основных бюджетов, то предстоит адаптировать и переработать их применительно не только к российским условиям, но и к специфике конкретного бизнеса. Ведь не только набор критических затрат меняется от бизнеса к бизнесу, но и деление затрат на условно-переменные и условно-постоянные (следовательно, и методика расчета маржинальной прибыли) также неодинаково в разных отраслях. Отсюда отдельные статьи бюджетных форматов стандарта GAAP могут по-разному детализироваться для различных предприятий и фирм.

Кроме того, бюджетирование имеет смысл именно как инструмент управления финансами. С помощью бюджетов руководители предприятий и фирм всегда могут проконтролировать уровни затрат конкретных ресурсов и отыскать возможность экономии каких-либо затрат и расходов в будущем. Поэтому в бюджетных форматах должны находить свое отражение не все возможные, а наиболее важные затраты.

Для обеспечения большей эффективности бюджетирования необходимо модифицировать установленные в РФ формы отчетности, сделать пригодными для целей финансового анализа (например, ввести категорию нормальной валовой или маржинальной прибыли, чистых продаж, выделить прямые, полупеременные, постоянные и условно-постоянные издержки и тому подобное).

3. Типы бюджетов

3.1 Бюджеты в структуре центров ответственности


Структура системы текущих (операционных) бюджетов разрабатывается каждой организацией самостоятельно, однако самый распространенный подход к организации бюджетирования таков, что система бюджетов должна быть привязана к организационной структуре самой организации.

В зависимости от организационной структуры центров ответственности можно выделить два основных подхода к организации бюджетирования - функциональный и проектный.

Классическим вариантом организационной структуры является линейно-функциональная организация с выделением отдельных цепочек управления по функциональному признаку. Тип организации определяет структуру центров ответственности, а через них систему бюджетов. Поэтому получается, что у предприятий с линейно-функциональной организацией управления общераспространенной практикой является разработка бюджетов по функциональному признаку, то есть функциональных бюджетов.

Матричная форма организации обычно формируется там, где ответственность менеджеров устанавливается за целевые показатели, которые позволяют считать каждый отдельный проект или центром прибыли, или центром инвестиций. В первом случае возможно также построение функциональных бюджетов внутри проекта, во втором - разработка инвестиционного проекта, и тогда бюджетирование будет осуществляться в форме инвестиционного проектирования.

В холдинговой структуре бюджетирование в отдельных центрах ответственности может быть одного из двух типов-функциональная система бюджетов имеет место в подразделениях с линейно-функциональной организацией, проектное бюджетирование - в матричных структурах. При этом бюджетный процесс в самой холдинговой компании может осуществляться либо в форме мастер-бюджета, либо одного-единственного бюджета движения денежных средств.


3.2 Бюджетирование при различной степени определенности будущего. Информационная база бюджетов


Бюджет-это план достижения желаемых результатов за определенный ограниченный период. Если разработчик бюджетов рассматривает единственный вариант развития рыночной ситуации в качестве достоверного, получается документ с определенными объемами реализации и производства продукции, потребления ресурсов и с соответствующими результатами деятельности за плановый период – такой бюджет является жестким (статическим). Однако в действительности реальную рыночную ситуацию почти никогда нельзя предугадать точно, поэтому в процессе планирования разумным будет подготовить несколько планов для разных вариантов развития рыночной ситуации относительно объемов сбыта, цен на ресурсы и конечную продукцию, то есть рассчитать результаты деятельности при различных величинах ключевых факторов деятельности. Таким образом, наиболее продуктивным будет рассмотреть «семейство» бюджетов, различающихся вариацией одного фактора, например, объема продаж. Соответственно такое «семейство» бюджетов для различных объемов реализации образует так называемый гибкий бюджет, в котором разным объемам реализации соответствует пропорциональное количество переменных затрат, но независимо от варианта развития событий-одни и те же величины постоянных затрат. Выбирать объем продаж в качестве базиса гибких бюджетов, однако, не обязательно: базой может стать любой производственный или финансовый фактор. Бывают ситуации, когда гибкие бюджеты составляются с использованием более чем одного базиса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.