Рефераты. Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности p> Оптимистичный сценарий развития. При определенных условиях, к которым, на мой взгляд, можно отнести отмену (или очень существенное снижение) налога на операции с ценными бумагами, упрощение регистрации, форсированное создание накопительной пенсионной системы, и при благоприятной макроэкономической ситуации развитие рынка корпоративных облигаций может пойти значительно более быстрыми темпами. В этом случае к концу 2003 года объем рынка корпоративных облигаций может достигнуть 250—300 млрд. руб.
Произойдут значительное расширение круга эмитентов и существенная активизация оборотов вторичного рынка.

Пессимистичный сценарий развития. Нельзя исключать, что при определенных условиях развитие российского рынка корпоративных облигации может пойти достаточно медленным темпом, хотя в любом случае оно будет продолжаться. Возможные неблагоприятные факторы следующие: неблагоприятная макроэкономическая ситуация, связанная прежде всего с существенным ростом процентных ставок (например, в результате резкого роста заимствований на рынке ГКО-ОФЗ), нестабильность на валютном рынке и увеличение степени долларизации сбережений; неблагоприятные изменения законодательной среды, очередной кризис банковской системы и др. В этом случае развитие рынка корпоративных облигаций может идти крайне медленно, и использовать его будут только крупнейшие корпорации В этом случае к концу 2003 года объем рынка корпоративных облигаций не превысит 100 млрд. руб.

3.2 Основные тенденции развития рынка корпоративных облигаций

Объем рынка корпоративных облигаций в России неуклонно растет. По состоянию на конец февраля 2003 года, объем рынка корпоративных облигаций в
России достиг 112.6 млрд. руб. Из этой величины 78.2 млрд. приходится на т.н. «рыночные выпуски». Из рыночных выпусков 62.5 приходится на нефинансовые корпорации, оставшиеся 15.6 – на банки и финансовые компании.
Динамика роста рынка корпоративных облигаций отражена на диаграмме3:
Диаграмма 3. Динамика объемов рынка корпоративных облигаций.

Рост рынка будет продолжаться, так как и в масштабах экономики, и в сравнении с рынками других стран, рынок корпоративных облигаций в России остается недостаточно развитым.

Сравнивая объем рынка корпоративных облигаций с ВВП, имеем, что объем рынка корпоративных облигаций составляет порядка 1.03% ВВП. Величина достаточно низкая, свидетельствующая о большом потенциале для роста. В большинстве стран с развитыми финансовыми рынками объем рынка корпоративных облигаций составляет не менее 10% ВВП, и может достигать 70-80% ВВП (Дания,
США, Исландия). Эти сравнения однозначно свидетельствуют о значительной неразвитости рынка корпоративных облигаций в России. Даже по сравнению со многими другими странами т.н. «переходной экономики» рынок корпоративных облигаций в России остается недостаточно развитым. Данные о размерах данных рынков в ряде стран Восточной Европы приведены в Таблице.

Таблица 1: Объемы рынков корпоративных облигаций в ряде стран Восточной
Европы (в % от ВВП)

Величину рынка облигаций нефинансовых корпораций можно сопоставить и с объемом банковских кредитов предприятиям. Объем рыночных займов нефинансовых корпораций составляет порядка 4% от общего объема банковских кредитов предприятиям, что также представляет из себя довольно малую величину, и свидетельствует о значительном потенциале для роста рынка.
Вторичный рынок облигаций также переживает быстрый рост, что отражено на диаграмме 4:

Диаграмма 4: Динамика роста на вторичном рынке корпоративных облигаций.

Важно то, темп его роста превышает темп роста первичного рынка, т.е. ликвидность бумаг на вторичном рынке возрастает. Это можно измерить т.н. показателем оборачиваемости, т.е. отношением оборотов на вторичном рынке за некоторый период (напр., месяц) к общему объему рынка. Данные по оборачиваемости показаны на диаграмме 5:

Диаграмма 5: Оборачиваемость корпоративных облигаций на вторичном рынке.

За период с начала 2002 года доходности корпоративных облигаций наиболее кредитоспособных эмитентов снизились с 18-20% до 12-14%.
Доходности облигаций «второго эшелона» - с 20-23% до 14-16%. В 2001 и значительной степени 2002 году спрэд между доходностями большинства эмитентов был минимальным. В основном он составлял не более 3-4 процентных пунктов.

В настоящее время спрэд заметно вырос, и составляет до 8-10 пп. В соответствии с этим, появилась возможность дифференцировать эмитентов по их уровню кредитного риска.

Снижение ставок открыло путь на рынок более широкому кругу эмитентов, для которых ранее заимствования на рынке корпоративных облигаций были неприемлемо дорогими.

В 2001 году в основном размещались облигации, предусматривающие возможность инвестора реализовать бумаги по оферте через 3-6 месяцев.

В 2002 году срок до оферты вырос в среднем до 1 года, однако более длинных бумаг не размещалось.

В 2003 году начались размещения более длинных бумаг:

. МГТС – срок обращения 2 года

. Внешторгбанк – срок обращения 3 года

. ОМЗ – 1.5 года

Связано это со следующими факторами:

. снижение процентных ставок

. расширение инвестиционного горизонта инвесторов

. рост ликвидности на вторичном рынке.

Это дает инвестором возможность продать большой объем облигаций, не дожидаясь срока оферты.

Судя по объявляемым планам эмитентов, уже в ближайшее время от механизма оферт будут отказываться, и срок обращения облигаций вырастет до
2-5 лет.

Проявляется тенденция к тому, что займы в среднем становятся крупнее.
Растет доля займов с объемами от 500 млн. руб. до 1 млрд. рублей, и свыше 1 млрд. рублей. Снижается доля займов с объемами до 100 млн. рублей.
В таблицы показаны данные по эмиссиям, обращающимся на биржах:

Таблица 2: Объемы эмиссий обращающиеся на биржах.

Рост объема рынка корпоративных облигаций связан, прежде всего, с тем, что на рынок постоянно выходят новые эмитенты. По состоянию на конец февраля «рыночные» облигации выпустили 82 эмитента, из них 60 – нефинансовые, 22 – банки и финансовые компании.

Диаграмма 6: Количество «рыночных» эмитентов.

Если рассмотреть только корпоративных эмитентов, облигации которых торгуются на организованном рынке (исключая банки и финансовые компании), то количество эмитентов, осуществивших "рыночные" выпуски, выросло с 26 на конец 2001 года до 60 на февраль 2003 года.

Все большее количество крупнейших российских предприятий выходит на рынок облигаций (РАО ЕЭС, Русский Алюминий, Салаватнефтеоргсинтез,
Северсталь).

Но параллельно с этим проявляется и другая тенденция - на рынок быстрыми темпами выходят и предприятия т.н. "второго эшелона". Причем, как можно показать, в числе эмитентов падает доля крупнейших корпораций и растет доля т.н. "второго эшелона". Для, того чтобы это проиллюстрировать, разделим предприятия на две группы - те, которые входят в 200 крупнейших предприятий России (в соответствии с рейтингом "Эксперт-200"), и те, которые в это число не входят. Результат описывается следующими цифрами:
| |дек.01|фев.03 |
|Количество крупнейших |17 |32 |
|эмитентов | | |
|Количество эмитентов |9 |28 |
|"второго эшелона" | | |
|Итого |26 |60 |

Таблица 3: Соотношение количества эмитентов.

Как видно из таблицы, если по состоянию на конец 2001 года предприятия
"второго эшелона" составляли около 1/3 всех эмитентов, то к февралю 2003 года их доля приблизилась к 1/2. Наблюдается тенденция увеличения количества эмитентов, не относящихся к числу крупнейших корпораций. Это не означает напрямую, что падает и надежность эмитентов. Тем не менее, определенная корелляция есть – у крупнейших корпораций ниже репутационные риски, да и характер их деятельности обычно подразумевает более высокую рентабельность и финансовую устойчивость.

Вполне возможно, что эта тенденция роста доли предприятий «второго эшелона». В пользу этого свидетельствует ряд факторов.

. Снижение процентных ставок по облигациям, делающих даже для низконадежных эмитентов эти ставки приемлемыми.

. "Технология размещения", поставленная на поток, снижающая стоимость услуг посредников.

Заключение

Современную финансовую систему государства невозможно представить без развитого рынка ценных бумаг, а в частности без рынка корпоративных облигаций, которому посвящена данная дипломная работа.

Рынок корпоративных облигаций в РФ сравнительно молодой. Фактически толчком к развитию данного рынка послужил «августовский» кризис 1998 года, когда в результате кризиса банковской системы предприятия лишились возможности для получения кредитов.

Во всех развитых странах, с цивилизованным рынком корпоративных облигаций основное количество заемных средств для финансирования инвестиций, предприятия получают путем выпуска и размещения корпоративных облигаций. Это обусловлено тем, что банковская система не в состоянии предоставить значительные объемы денежных средств на длительный срок, а так же величиной процентных ставок. В Российской Федерации заимствования на рынке корпоративных облигаций пока не получило широкого распространения по ряду причин, в частности из-за несовершенства законодательства.

На мой взгляд существует ряд мер для повышения эффективности рынка корпоративных облигаций, и активизации на нем деятельности эмитентов и инвесторов:

1. Значительное снижение либо отказ от налога на эмиссию ценных бумаг;

2. Приведение налогообложения по корпоративным облигациям в соответствие с налогообложением государственных ценных бумаг;

3. Упрощение процедуры выпуска корпоративных облигаций;

4. Отнесение на себестоимость затрат эмитента, связанных с подготовкой, эмиссией, размещением и обслуживанием ценных бумаг;

5. Внедрение национальной системы рейтингов, включая работу с ведущими рейтинговыми агентствами, формирующими приоритеты инвесторов;

6. Информационное освещение выпуска ценных бумаг новыми предприятиями, в первую очередь из научно-технической и информационной сфер.

В заключении хочу добавить, что нельзя недооценивать значение рынка корпоративных облигаций для государства в целом, т.к. средства привлекаемые предприятиями направляются на модернизацию производства, а отлично функционирующие предприятие это огромные финансовые потоки в виде налоговых платежей в бюджет государства.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04
3. Закон РФ "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995 г.
4. Закон РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от

8.02.1998 г.
5. Закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" N 46-ФЗ от 5.03.1999 г.
6. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 года N 19" N 47 от 11.11.1998 г.
7. Алехин Б.И. «Ценные бумаги». Учебное пособие для студентов. Часть I.-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.