Рефераты. Российская налоговая система

Наконец, в третью группу изменений, которые вводятся в действие с 2009 года, следует включить те изменения, которые явно направлены на улучшение положения налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.

1. Вводится вычет НДС в отношении сумм налога, уплаченных в составе сумм предварительной оплаты. Таким образом, хотя уплата НДС с авансов, полученных налогоплательщиками, не отменяется, положение налогоплательщиков существенно улучшается, так как соответствующие суммы НДС принимаются к вычету и, таким образом, не замораживаются в бюджете.

2. В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ для применения вычетов НДС в отношении сумм, исчисленных при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, уплата налога более не является необходимой. Вычеты теперь применяются в том же периоде, в котором признается соответствующая налоговая база. Эта мера также направлена на недопущение замораживания средств организаций на несколько месяцев.

3. Ставка налога на прибыль организаций снижается с 24 до 20 процентов за счет снижения «федеральной» части налога с 6,5 до 2 процентов. Данная мера, скорее всего, значительно уменьшит налоговые платежи организаций (в абсолютной сумме), высвобождая необходимые в условиях финансового кризиса оборотные средства.

4. Расширен состав амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли. Во-первых, с нового года в состав амортизируемого имущества включаются не только капитальные вложения в арендованные объекты основных средства, но и капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя. Во-вторых, из состава амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации, исключены продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота). Последнее изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

5. Убыток от реализации имущественных прав с нового года признается для целей налогообложения прибыли в общем порядке. Соответствующие дополнения внесены в п. 2 ст. 268 НК РФ. Напомним, что ранее, в том числе и по разъяснениям официальных органов, это было невозможно (см., например, письмо Минфина России от 08.11.2006 № 03-03-04/1/735).

6. Продлено действие нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Напомним, что в ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ установлены пониженные ставки налога на прибыль для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, а остались на общем режиме налогообложения. Эти ставки применяются в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и самостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Однако, по моему мнению, все вышеперечисленные новшества могут и не дать положительный эффект. Дело в том, что они разрабатывались до экономического кризиса, который начался в октябре 2008 года, и не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. По данным министра экономического развития РФ только в апреле 2009 года спад производства и падение ВВП составили 13% и 10,5% соответственно. Понятно, что падение производства резко снижает налогооблагаемую базу и приведет к значительному уменьшению суммы собираемых косвенных налогов (НДС, акцизы). К тому же растет армия безработных. По некоторым оценкам ко второму полугодию 2009 года она достигнет 3 млн. человек, а это в свою очередь приведет к падению собираемых прямых налогов (подоходный налог, налог на прибыль). В результате бюджет недополучит огромную сумму, что сразу сделает его дефицитным. Покрыть дефицит сейчас планируется за счет резервного фонда и заимствований. Однако я считаю, что можно увеличить налоговые поступления за счет возврата к прогрессирующей ставке подоходного налога.

В течение последних лет появляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет по сравнении с созданной налогооблагаемой базой. Это вызвано низким уровнем налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В стране, по сути, сложилась многоканальная система ухода от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств на многочисленных счетах в различных банках, создания, в том числе и с санкции федеральных органов исполнительной власти, организационных структур и схем движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, иных ухищрений.

В то же время одних только мер по усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно.

Анализируя принятие и введение в действие части первой Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.

Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.[16]


2.2 Оптимизация налоговой системы Российской Федерации


На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают “налоговые оазисы”, создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия. [17]

По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Каковы же главные цели совершенствования налоговой политики Российской федерации? В среднесрочной перспективе – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога, за налоговые правонарушения представляется целесообразным существенно повысить сумму штрафа.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

-                     обеспечение стабильности налоговой системы;

-                     максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

-                     ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

-                     оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

-                     усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

-                     приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

-                     максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.