Рефераты. Реформирование налоговой системы в Российской Федерации

5.     Единый социальный налог. Этот налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Целью единого социального налога является мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

6.     Государственная пошлина. Сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных законодательством РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации[11].

7.     Водный налог. Взимается с физических лиц и организаций, осуществляющих специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

8.     Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Взимается с организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, получающих в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации


§3. Функции налогов


Взимание налогов является одним из важнейших экономических методов государственного управления. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Налоги необходимы для осуществления государственных функций - создание различных социальных фондов, проведение государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их государство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже и потреблению отдельных товаров.

С помощью налогов можно поощрять либо наоборот сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении и т. д.

Развитие налоговых систем исторически определили основные его функции[12]:

1.                 Регулирующая.

2.                 Стимулирующая.

3.                 Распределительная.

4.                 Фискальная.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами. Путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Изменяя налоговые ставки, льготы, штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая функция налогов состоит в том, что с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная функция налогов состоит в том, что посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др[13].

Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других развитых странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Фискальная функция состоит в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (например, учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (например, фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).

Однако нельзя утверждать, что все функции налогов действуют сами по себе. Все они переплетаются и осуществляются одновременно.

В России в настоящее время налоговой системе присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Однако это не означает, что оставшиеся функции менее важны. С укреплением налоговой системы они будут одинаково значимы.

ГЛАВА II. Налоговая система Российской Федерации


§1. Противоречия налоговой системы


Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, а также имуществом.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. принятием федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ныне не действующим).

Основные начала законодательства о налогах и сборах[14]:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

Вся налоговая система Российской Федерации формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Наибольший упор был сделан в сторону выполнения фискальной функции налогов.

Таким образом, в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции государство стремилось решить все экономические проблемы при помощи налогов. Этим можно объяснить большое количество налогов, завышенные ставки по некоторым видам налога – все это оказывает противоречивое воздействие процессы воспроизводства. Следствием этого явились попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.