Рефераты. Расходы бюджета РФ и РБ p> - улучшение земель связанное с повышением плодородия;

- поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;

- строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

- финансовая помощь по землеустройству.

По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в целом выделено 12,02 миллиардов рублей бюджетных ассигнований (см. таблицу 4), из них возвратных средств 9,9, из которых 4 миллионов рублей направлены на расходы по формированию Федерального продовольственного фонда, 4,5 миллионов рублей направлены на расходы на формирование фонда льготного кредитования сезонных затрат, и 1,4 миллионов рублей направлены на расходы по формирование лизингового фонда.

Вообще, уровень государственных затрат на сельское хозяйство в значительной мере определяется не экономическими, а политическими причинами, а именно силой аграрного лобби в законодательном органе. В
Российской Федерации в отличие от развитых стран влияние этого лобби обусловлено не только более высоким удельным весом аграрного сектора в национальной экономике. Если в других странах сферы АПК заинтересованы в государственном субсидировании сельскохозяйственных производителей лишь косвенно, так как независимые в финансовом отношении фермеры предъявляют активный спрос на их товары и услуги, то в Российской Федерации предприятия этих сфер получают в некоторых случаях прямые трансферты из бюджета за счёт статьи «Сельское хозяйство и рыболовство».

Доля затрат по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» в федеральном бюджете за годы реформ, казалось бы, несколько снизилась, однако влияние аграрной фракции в Государственной Думе определяется так же и тем, что при вынужденном секвестировании расходов федерального бюджета расходы на АПК сокращаются в меньшей мере, чем по другим статьям. При рассмотрении структуры бюджета Российской Федерации нужно принимать во внимание то, что статья «Сельское хозяйство и рыболовство» включает в себя не весь перечень затрат на АПК, их отдельные элементы так же содержатся и в других расходных статьях. Но и это ещё не все затраты государства на продовольственный комплекс Российской Федерации. Налоговые льготы сельскохозяйственным производителям в 1995 году, по данным Министерства Финансов Российской
Федерации равнялись 20 триллионов рублей (около 1,5% ВВП). Более того, государственный товарный кредит сельскому хозяйству на деле означал прямое субсидирование сельского хозяйства на 12 триллионов рублей за счёт доходной части федерального бюджета (в виде недоплаченных налогов поставщиками топлива аграрному сектору). Наконец, списанные за государственный долг задолженности сельскохозяйственных производителей в 1994-1995 годах составили около 20 триллионов рублей. Значительные дотации сельское хозяйство получает и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Только субсидии на продукцию животноводства в 1995 году составили 6-7 триллионов рублей.

Доля бюджетных затрат на сельское хозяйство в 1995 году составила около
2% ВВП. Но этот расчёт не учитывает налоговые льготы и продление задолженности за счёт увеличения государственного долга на федеральном уровне, а так же региональные субсидии. В среднем, в странах ОЭСР за последние десятилетия доля бюджетных расходов на сельское хозяйство составила около 0,7% (таблица 5). Однако, прямые сравнения такого рода грешат неточностью не только неполного учёта затрат национального бюджета на АПК. Государственная и региональная аграрная политика может приводить к тому, что прямые бюджетные выплаты нарастают, а реальные поступления сельскохозяйственным производителям именно в силу этой политики сокращаются.
Средства, переводимые сельскому хозяйству, в расчёте по 1 га сельскохозяйственных угодий, долл.

Таблица 5
|Страны |В среднем за: |
| |1986-198|1989-199|1995 |
| |8 гг. |1 гг. |г. |
|Австралия |2 |3 |3 |
|Австрия |943 |103 |1291 |
|Канада |98 |120 |81 |
|Европейский союз |851 |925 |985 |
|Финляндия |1766 |2201 |1477 |
|Япония |11699 |12067 |17332|
|Новая Зеландия |29 |13 |11 |
|Норвегия |3300 |388 |3462 |
|Швеция |862 |1055 |657 |
|Швейцария |2547 |2755 |3692 |
|Турция |142 |271 |72 |
|США |162 |157 |224 |
|В среднем по странам|237 |256 |298 |
|ОЭСР | | | |

Вернёмся к анализу бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» - видно, что увеличивается государственная поддержка по проведению программы земельной реформы и программы повышения плодородия почв. На эти цели направляются централизуемые средства земельного налога, объём которых составил 2,6 миллиардов рублей, что на 0,2 миллиардов рублей больше объёма 1997 года.

Рациональное использование собственных и привлечённых средств из фонда льготного кредитования должно обеспечивать приобретение сельскохозяйственными производителями горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и других сезонных затрат без дополнительной помощи государства. В фонд льготного кредитования в 1998 году так же были привлечены средства, направляемые в погашение бюджетной ссуды в виде отсроченного товарного кредита, полученного сельскохозяйственными товаропроизводителями в 1995 году.

Бюджетные ссуды на формирование федерального продовольственного фонда в
1998 году предоставлялись исключительно в пределах возврата ранее выданных ссуд.

На 1998 год предполагалась стабилизация сельскохозяйственного производства, хотя это условие "закладывалось" во все годовые бюджеты последних шести лет "реформирования", в том числе и агропромышленного комплекса. Но в 1997 году валовая продукция сельского хозяйства уменьшается по отношению к предыдущему году на 5% (в 1996 на 7%). В общем, за период с
1992 года по 1997 год сельскохозяйственное производство сократилось практически вдвое. Несопоставимость цен на горюче-смазочные материалы и технику с одной стороны и на мясо, молоко, зерно с другой, приведший к нерентабельности сельского хозяйства не нашла регулирования и в 1998 году.

Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса.
Сохраняется дотирование из бюджета средств направленных на капитальные вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию, при этом дотирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла.

Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит так же от социально-экономических условий складывающихся в различных регионах
России, действенности контроля местной администрации за проведение земельной реформы и эффективного использования выделенных средств. Суть финансовых проблем агропромышленного комплекса заключается не столько в недостатке средств, сколько в неэффективности их использования. Иначе говоря, с экономической точки зрения вопрос состоит не в том, какую сумму выделять агропромышленному комплексу из бюджета (это преимущественно политическая проблема), а в том, как лучше ей распорядиться.

2.2. Расходы в сфере материального производства бюджета Республики
Башкортостан

В рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт условия для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципа самофинансирования, поэтому государство постепенно сокращает расходы в сфере материального производства. Исходя из данных в Таблице 3 можно утверждать, что наблюдается неуклонное снижение расходов на данную статью: в 1996 году они составляли 40,4%, в 1997 – 24,4%, а в 1998 году они составляют уже 23,0%.
Структура расходов на народное хозяйство Республики Башкортостан.

Таблица 6
|Статьи расходов бюджета |Расходы бюджета в |
| |% к общему объёму |
| |1995|1996|199|199|
| | | |7 |8 |
|Промышленность, энергетика и|14,3|9,7 |7,9|9,7|
|строительство | | | | |
|Сельское хозяйство |37,1|44,7|41,|49,|
| | | |7 |8 |
|Охрана окружающей среды и |2,1 |2,7 |4,0|0,7|
|природных ресурсов | | | | |
|Транспорт, дорожное |9,9 |11,0|8,8|7,4|
|хозяйство и связь | | | | |
|Развитие рыночной |- |0,02|0,0|0,7|
|инфраструктуры | | |3 | |
|Жилищно-коммунальное |36,6|31,9|37,|31,|
|хозяйство | | |5 |6 |

Из Таблицы 6 видно, что расходы на сельское хозяйство имеют наибольший удельный вес. Так, в 1995 году они составляли 36,8%, в 1996 году – 44,7%, в
1997 году – 41,7%, а в 1998 году – 49,8%.

В целях эффективного использования государственных финансовых ресурсов, объёмы закупок сельскохозяйственной продукции должны быть сокращены и ограничены теми потребностями, которыми не могут быть удовлетворены рыночные механизмы. Практика последних лет выявила низкую эффективность почти всех типов дотаций и компенсаций, выплачиваемых сельскохозяйственным производителям из федерального бюджета. Средства бюджета для выплат компенсации затрат на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы гораздо эффективнее могли быть использованы для гарантий части риска поставщиков сельскому хозяйству на условиях коммерческого кредита.
Необходим эффективный механизм банкротства в сельском хозяйстве, без которого невозможно преодолеть практику списания и пролонгирования долгов сельскохозяйственным производителям, финансовую безответственность.

Раздел по АПК составлен с учётом основных направлений государственной поддержки, определённых посланием Президента Российской Федерации в части, относящейся к аграрному сектору, федеральным законом "О государственном регулировании АПК", указами Президента Республики Башкортостан по вопросам развития АПК. На поддержку Республике намечается направить 1218 миллионов рублей, что составит 12,3% расходов бюджета Республики Башкортостан.

Расширенное воспроизводство обеспечивается финансированием затрат на капитальные вложения. Примером расходов на расширенное воспроизводство являются расходы на промышленность, энергетику и строительство, то есть бюджетные средства вкладываются в приоритетные отрасли, которые в будущем могут принести наибольшую прибыль.

В последние годы структура финансирования народного хозяйства меняется в пользу дотаций и компенсаций, так как происходит резкое снижение средств, выделяемых на финансирование капитальных вложений.

Финансирование капитальных вложений представляет собой предоставление бюджетных средств на создание новых и реконструкцию ранее действовавших основных фондов. Эти ресурсы будут направляются на развитие отраслей социальной сферы, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

При анализе статьи "Жилищно-коммунальное хозяйство" наблюдается тенденция к уменьшению расходов, так, в 1997 году они составили 37,5%, а в
1998 году – 31,6%. Это связано с тем, что увеличились платные коммунальные услуги. На основании Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Республике Башкортостан разрабатывается республиканская программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с указанной программой в 1998 году доля платежей населения по отношению к затратам на все виды жилищно-коммунальных услуг должна была составлять не менее 50%.
При этом доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не должна превышать 18%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.