Рефераты. Признаки финансов

- необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

- корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

- проявление особого внимания к трем звеньям финансовой системы: долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации системы социального страхования.

В области государственного финансового планирования М.И. Боголепов считал важным ежегодное составление финансовых планов, а также предварительный анализ методом финансового плана всех наиболее крупных финансовых мероприятий и наиболее ответственных оперативных финансовых планов. Согласно М.И. Боголепову, финансовый план должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении всего планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Надо также отметить, что они нашли свое отражение в формировании принципов бюджетного планирования.

М.И.Боголепов особо выделяет следующие неотъемлемые свойства государственного бюджета.

Во-первых это - плановость. Бюджет (в теории и практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов.

Во-вторых, по своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Более того, в некоторых демократиях предварительное утверждение доходов и налогов - это полити ческое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят поэтому характер чисто политический. Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно практика СССР и Российской Федерации, не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

В-третьих, М.И. Боголепов акцентирует внимание на единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства.

Отсутствие единства бюджета создавало благоприятные условия для злоупотреблений, для завышения суммы расходов по взиманию.

К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. В-четвертых, бюджет должен быть публичным, то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения.

В-пятых, М.И.Боголепов указывают на еще одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда парламент утвердит такой специализирован ный бюджет, то правительство уже не имеет права переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, с одного назначения на другое. Данное свойство бюджета нашло свое отражение в современной бюджетной классификации: «Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ...». М.И. Боголепов говорит о том, что госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики и его нельзя сводить только к росписи доходов и расходов. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собою финансовый план на данный период.

Подчеркивая плановый признак бюджета, М.И. Боголепов и другие теоретики определяли его как финансовый или хозяйственный план государства.

Таким образом, от односторонних определений бюджета финансовая наука переходит к определениям, отражающим многофункциональность бюджета.

М.И.Боголепов пишет о том, что очень важно сопоставление всех доходов и расходов, включенных в бюджет. Доходы либо равны расходам, либо они их превышают, либо имеет место дефицит. Таким образом, получают представление о характере сведения бюджета, называемого бюджетным равновесием, которое указывает на благоприятное или неблагоприятное для государства заключение бюджета.

В этом отношении, надо обратить внимание на одно очень актуальное сегодня предложение профессора М.И.Боголепова. Определяя способы соразмерности в приходах и расходах, он пишет: «Остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнований».

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и приумножением доходов. М.И.Боголепов пишет: «Сокращение издерж:ек долж:но быть основано на том правиле, что все необходимые издер:ки сохранить, полезные отлож:ить, а излишние вовсе прекратить. Для приумнож:ения доходов в елсегодной системе финансов может быть произведено:

1) лучшим распределением налогов;

2) удобрением разных источников, как-то: лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и проч.».  Таким образом, профессор М.И. Боголепов отмечает, что «бюджет необходим в условиях современного государства для того, чтобы установить правильное соотношение между государственными доходами и расходами». М.И. Боголепов ясно и определенно выявляет основную цель бюджета.

Бюджет в качестве плана государственного хозяйства указывает администрации, ведающей финансами, виды и величину потребностей и необходимые для их покрытия средства, и в связи с этим выявляет необходимость в изменениях в той или другой области для достижения равновесия доходов и расходов на предстоящий финансовый период. На самом деле достижение равновесия бюджета - это труднейшая финансово-политическая задача.

Разрешение этой задачи - пробный камень для всякого бюджета, считает М.И.Боголепов. Теория, хотя и много занималась этим вопросом, не может дать рецептов для установления правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Это соотношение всегда является вопросом факта, то есть оно обусловлено данными текущего момента, всей реальной обстановкой. До сего времени проблемы сбалансированности бюджета, покрытия его дефицита продолжают оставаться предметом научно практических дискуссий.

По мнению М.И.Боголепова, точное исчисление расходов - более существенное дело, нежели исчисление доходов, потому что при определении той или иной суммы расхода в бюджете заранее устанавливается размер тех сумм, которые предоставляются бюджетом в распоряжение того или иного лица. Когда доходы превышают расходы и если излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить бремя народа, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства. Налоги в теории бюджета играют значительную роль в связи с дальнейшим возрастанием их значения для государства.

Важно отметить, что М.И. Боголепов был одним из ведущих ученых финансистов, теоретически разработавших роль и значение финансового плана страны.

Согласно М.И.Боголепову, финансовый план, обнимая в своем содержании по возможности все финансовые отношения народно хозяйственного плана, должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Весьма важно при планировании финансовых ресурсов и методов мобилизации народного дохода не перейти границы реального и осуществимого.  Мобилизуя огромные массы народного дохода, финансовая система ударной задачей этой мобилизации должна иметь финансирование развития производственных сил страны. Такова задача общехозяйственного плана, и в таком же направлении лежит залог успеха самого финансового плана. Следует иметь в виду, что основная трудность финансового плана заключается в том, чтобы дать такое построение финансов, которое в полной мере ответило бы замыслу общего плана: значительными затратами ресурсов в первые годы планируемого периода обеспечить высокие темпы развития всего народного хозяйства. В планируемый период бюджет играет роль перераспределителя ресурсов обоих секторов (частного и государственного). Здесь бюджетный метод, т.е. метод принуждения, встречается с другими методами планирования, и, собственно говоря, здесь, в этой области, бюджетный метод играет роль воспитателя планового режима, что особенно актуально для сегодняшнего времени, когда необходимо снова возрождать планирование финансов и плановую дисциплину в целом. Надо отметить, что наряду с отстаиванием теории государственного регулирования экономики, М.И.Боголепов еще в начале XIX века высказывал также некоторые возражения и против всеохватывающей государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), которые и в начале XXI в. остаются актуальными.

Кратко, основные из мер, предложенных М.И.Боголеповым в целях развития государственного финансового планирования, можно свести к следующим:

1. Установление правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Причем, определяя способы соразмерности в приходах и расходах государства, М.И. Боголепов особо предостерегает от ошибок в части перерасхода запланированных средств.

2. Построение рациональной налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета, 

3. Совершенствование государственной налоговой политики. Здесь М.И.Боголепов особо выделяет следующие мероприятия: 

• целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности; 

• необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога; 

• корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции; 

4. Уделение пристального внимания трем звеньям финансовой системы: «долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации социального страхования», Все вышеприведенные меры, несомненно, актуальны для российской экономики и в настоящее время.

«Кто берет в руки бюджет или кредитный план, тот должен обязательно быть в курсе всего финансового плана». Таким образом, в начале XXI века Российское государство снова встало перед проблемой грамотного планирования своей финансово-бюджетной сферы.

Кроссворд А

По вертикали.

1 Кредитные деньги, выпускаемые ЦБ страны. Представляет собой бессрочное долговое обязательство и обеспечивается общественной гарантией ЦБ. 3 Средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах соответствующих данному уровню товарных отношений. 5 Структурное подразделение предприятия, выполняющее основные кассовые операции. 7 Денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами - золотом и серебром. 8 Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. 10 Денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. 12 Юридическое лицо, обладающее исключительным правом осуществлять в совокупности банковские операции. 15 Операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования.

По горизонтали.

2 Письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. 3 Деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. 4 Для кредитора возникает кредитный … при неуплате заемщиком основного долга и процентов по нему. 6 Одна из форм концентрации и централизации банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных банков в процессе конкурентной борьбы. 9 Сторона кредитных отношений, предоставляющих ссуду. 11 Деньги, которые возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). 13 Субъект кредитных отношений, получающий ссуду и обязанный ее возвратить в установленный срок. 14 Совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. 16 Сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов, называется денежная … 17 Операции по купле-продаже иностранной валюты. 18 Движение денег, опосредующее денежные отношения между предприятиями, объединениями, организациями, а также между ними и государством; между предприятиями и их работниками, населением и государством, отдельными гражданами, называется денежный … 19 Объединения банков или банки-гиганты, играющие большую роль в банковском деле и экономике в целом, называются банковские …

Ответы:

По вертикали.

1.                Банкнота. 3. Деньги. 5. Касса. 7. Биметаллизм. 8. Чек. 10. Монометаллизм. 12. Банк. 15. Депозитные.

По горизонтали.

2.Вексель. 3. Действительные. 4. Долг. 6. Амальгация. 9. Кредитор. 11. Кредитные. 13. Заемщик. 14. Кредит. 16. Масса. 17. Валютная. 18. Оборот. 19. Монополии.

ЛИТЕРАТУРА


1.                Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, С.П. Гурко, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 632 с.

2.                Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3.                Финансы: учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2007. - 384 с.

4.                 Боголепов М.И. Советская финансовая система 1945.

5.                 Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Россия. М., 1991.

6.                Бунге Н.Х. О финансовом положении России Исторический архив. 1960.N2.C.132-143. 1. А.П. Ковалев Финансы. Денежное обращение. Кредит. Феникс Ростов-на-Дону 2001 г., с 24-31.

7.                О.И Лаврушина Деньги. Кредит. Банки. Кнорус Москва 2005 г., с 56-78; 108-115.

8.                http://www.creditconsult.com.ua

Размещено на /


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.