Таблица 8 - Оборот торгующих организаций и рынков в 2002-2009 годы В миллионах рублей
Показатель
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Оборот розничной торговли
3765
4529
5642
7038
8690
10866,2
13853,2
14516,9
оборот торгующих
организаций
2838,8
3451,1
4420,5
5558,2
6987
9214,5
12015,9
12536,4
продажа товаров на
рынках
926,2
1077,9
1254,1
1479,8
1703
1651,7
1837,3
1980,5
доля торгующих
организаций, %
75,4
76,2
77,9
79,0
80,4
84,8
86,7
86,4
доля рынков, %
24,6
23,8
22,1
21,0
19,6
15,2
13,3
13,6
В 2009 году на розничных рынках и ярмарках население покупало около 12,5% продовольственных товаров и 17% непродовольственных товаров.
В структуре оборота розничной торговли по видам организаций в 2009 году доля рынков увеличилась на 0,4 процентных пункта, а индивидуальных предпринимателей – на 0,9 процентных пункта. В то же время доля малых предприятий сократилась на 0,5 процентных пунктов, а крупных и средних организаций – на 0,7 процентных пункта. Таким образом, наиболее существенно в условиях экономического кризиса пострадала традиционная розница и малые предприятия.
Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте.
Товарооборот ОАО «Магнит» за отчетный год вырос на 4,8%, абсолютный прирост составил 663,7 млн. руб.. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот ОАО «Магнит» распределяется по кварталам неравномерно. Наименее напряженным был второй квартал, наиболее напряженным – четвертый.
Таблица 9 - Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2008 − 2009 годы
Кварталы
2008 год
2009 год
Отклонение (-), (+)
Темп отклонения,
(%)
Сумма, млн.
руб.
Удельный вес,%
I квартал
3219,5
23,24
3500,0
24,11
280,5
108,7
II квартал
3715,4
26,82
3163,2
21,79
-552,2
85,1
III квартал
3423,1
24,71
3783,1
26,06
360,0
110,5
IV квартал
3495,2
25,23
4070,5
28,04
575,4
116,5
Итого
100
663,7
104,8
В I квартале 2009 г. товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 8,7 %, а абсолютное увеличение составило 280,5 млн. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с 2008 годом сократился на 14,9%. В III квартале товарооборот по сравнению с 2008 годом вырос на 10,5%, абсолютное отклонение составило 360 млн. руб. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 16,5%, а абсолютное отклонение составило 575,4 млн. руб.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение () и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичное отклонение:
, (2)
где - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
- число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Коэффициент вариации:
, (3)
где - среднее квадратичное отклонение;
- темп отклонения товарооборота за квартал.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.
Коэффициент ритмичности:
, (4)
Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица 5.
Таблица 10 - Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2008 – 2009 года
Квартал
Темп отклонения (%)
2
3,5
12,25
-20,1
404,01
5,3
28,09
11,3
127,69
105,2
572,04
К вариации = 11,95*100/105,2 = 11,36
К ритмичности = 100-11,36 = 88,64%
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 11,36%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 88,64%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Индекс (коэффициент) сезонности:
, (5)
где — средний уровень ряда, полученный в результате осреднения уровней ряда за одноимённые периоды времени (например, средний уровень января за все годы наблюдения); — общий средний уровень ряда за всё время наблюдения. Общий средний уровень ряда: — средняя величина в квартал. Средний уровень квартала рассчитывается по формуле:
= (у1год 1 + у1год2+у3год 3) / 3
Таблица 11 - Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2007 -2009 года
месяц
Среднее значение
Коэффициенты сезонности
2541,3
3500
3086,9
0,9468
2752,6
3210,4
0,9846
2321,4
3175,9
0,9740
3142,5
3569,4
1,0947
10757,8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9