Рефераты. Пенсионные фонды в России

Необходимо отметить, что система нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность пенсионных фондов, требует дальнейшего совершенствования и развития. Так, проектом Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» намечается создание профессиональных пенсионных систем для работников, занятых на работах с особыми условиями труда [53,с.87].

С принятием поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах» законом от 10 января 2003 года № 14-ФЗ также были внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 32-ФЗ от 11 марта 2003 года, которым и предусматривается введение дополнительного вида лицензируемой деятельности — по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Закон № 14-ФЗ внес существенное изменение в деятельность негосударственных пенсионных фондов: с 1 января 2004 года они могут осуществлять функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ.

Следующим этапом реформирования пенсионной системы должно стать рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов: «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»; «Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации», направленных на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда [64,с.17].

На региональном уровне в состав правовой базы пенсионного обеспечения входят нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Татарстан принят Закон «О первоочередных мерах по реализации в Республике Татарстан федеральных законов о реформировании пенсионной системы».

В целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным принят закон «О государственной гражданской службе», содержащий детализированные положения на основе Федерального закона 166-ФЗ, а также внесены изменения в нормы, касающиеся порядка назначения, перерасчета и выплат пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, доплат к государственным пенсиям за заслуги перед Республикой Татарстан.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 379 от 30 июня 2003 года накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована в финансовые инструменты – государственные облигации, облигации субъектов РФ, муниципальные облигации, корпоративные облигации, акции открытых акционерных обществ.

Пенсионный фонд РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается Президентом РФ. При Фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным органом. В состав правления Пенсионного фонда России входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Фонда, а также управляющие несколькими отделениями Фонда. В состав правления Фонда могут входить представители общественных, религиозных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образована контрольно-ревизионная служба. Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом [52,с.251].

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением Пенсионного фонда и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Управление органами Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного учета, районные отделения и отделы по назначению и выплате пенсий. При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным объектом нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.

К многочисленным функциям управления центрального аппарата Пенсионного фонда РФ относятся: формирование и оперативная корректировка бюджета Фонда; прогнозирование и аналитические исследования движения его денежных средств; перераспределение финансовых ресурсов между территориями; бухгалтерский учет и отчетность, экономический анализ; актуарное прогнозирование развития пенсионной системы. В связи с широким набором функций и большим объемом информации, поступающей в центральный аппарат, для ее обработки создана высокоразвитая организационная структура, которая включает департамент экономии формирования бюджета Пенсионного фонда, главные управления, управления и ряд отделов, выполняющих отдельные основные функции. [58,с.31].

Основные процедуры обработки информации и принятия решений о назначении и выплате пенсии проводятся в подразделениях центрального аппарата и его региональных отделениях.

На уровне субъектов Федерации во всех регионах действуют региональные отделения Пенсионного фонда, включающие аппарат отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсий, учету и проверке пенсионных прав застрахованных. Основной задачей регионального отделения является организация персонифицированного учета застрахованных граждан, финансирование выплат пенсий и их доставки.

Территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Фонда [49,с.97].

Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации:

В процессе финансово-хозяйственной деятельности Пенсионный фонд РФ взаимодействует со следующими организациями и учреждениями:

- Налоговой службой, отделения которой осуществляют контроль за сбором и перечислением в Фонд платежей через специальный счет Фонда в казначействе; - Центробанком России, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд осуществляет основной объем финансовых операций и в отделениях у которого имеет свои счета;

- Федеральной службой почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата большинства видов пенсий;

- Центральными и региональными органами Федерального казначейства, с которыми Фонд взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств своего бюджета на выплату пенсий [18,с.23].

Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с учреждениями, осуществляющими доставку пенсии, показано в Приложении 1.

Таким образом, в начале 1990 годов в России началась эпоха радикальных социально-экономических реформ, среди которых создание и реформирование пенсионных фондов занимают одно из ключевых мест. В процессе реформирования государственное пенсионное обеспечение в России было заменено на государственное пенсионное страхование. Для практического формирования всего комплекса правовых, организационных и экономических условий, необходимых для пенсионного страхования, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР. А после подписания Президентом Российской Федерации Указа №1077 «О Негосударственных пенсионных фондах», началось развитие негосударственных пенсионных фондов, направленное на совершенствование системы социального обеспечения и дополнительных социальных гарантий людей пенсионного возраста.


2. Действующая система пенсионного обеспечения пенсионными фондами в России


2.1 Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования


Идея страхования в целом основана на принципе распределения негативных последствий при наступлении определенного случая для одного из участников страхования между всеми остальными участниками. В этой связи формирование финансовой основы страхования базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001 году обязательные платежи во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Федеральный закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично финансируется выплата трудовых пенсий.

В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование [51,с.147].

Социальное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представлено трудовыми пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования [57,с.86].

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон от 15декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования. [29,с.76]

Основным страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Пенсионный фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:

- регистрацию страхователей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.