Нормативным правовым актом считается официальный письменный Документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции.
Нормативные правовые акты имеют свою систему, в которую входят: Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы, законы, постановления Жогорку Кснеша и его палат, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и административных ведомств, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления.
КОНСТИТУЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Налогоплательщику следует знать, что Конституция имеет высшую категорическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. На основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты. В Конституции закреплены общие принципы налогообложения, компетенция государства, органов власти и управления в этой сфере.
На территории нашей республики действует принцип единой налоговой системы. Право введения или отмены налогов принадлежит исключительно Жогорку Кенешу. И, что самое важное, законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, каждый гражданин в Кыргызстане имеет право (данный перечень не является исчерпывающим):
- иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению; - на экономическую свободу, свободное использование способностей и имущества для любой экономической деятельности;
- на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии Согласно статье 25 Конституции граждане обязаны платить налоги и сборы в соответствии с законодательством.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
Налоговый кодекс является сводом законоположений о налогах, и администрировании, налоговых действиях налогоплательщиков на территории республики. Налогоплательщику необходимо обратить внимание на то, что Налоговый кодекс не регулирует:
1. таможенные пошлины, сборы и платежи, которые регулируются таможенным законодательством;
2. особенности налогообложения иностранных инвесторов и субъекта свободных экономических зон (СЭЗ), которые регулируются соответствующими законами.
ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО НАЛОГАМ
Некоторые вопросы налогообложения также регулируются Указам' Президента республики®, постановленной и распоряжениями Правительства и различными ведомственными актами. Например, Министерство финансов может издавать *инструкции по реализации требований Налогового кодекса. Они имеют силу только после утверждения Правительством и действуют до их отмены. Разъяснение положений Налогового кодекса готовятся Министерством финансов публикуются в официальной республиканской печати. Налоговая служба должна соблюдать установки данных разъяснений до их отмены. В случае расхождения закона или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция Кыргызской Республики.
В случае противоречия нормативных актов, издаваемых Президентом, Жогорку Кенешем и его палатами, Правительством, закону - действует закон Кыргызской Республики.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ
Положения межгосударственных договоров и иных актов, если их участником является Кыргызская Республика и они ратифицированы Жогорку Кенешем республики, имеют приоритет перед положениями Налогового кодекса.
ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
- Государственный бюджет нашей республики состоит из республиканского и местных бюджетов, пополнение которых происходит за счет налогов, других обязательных платежей, доходов от государственного имущества и прочих поступлений.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Согласно закону «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» налогообложение иностранных инвесторов и иностранных инвестиций производится в соответствии с налоговым законодательством нашей республики.
В целях привлечения в Кыргызскую Республику потенциальных иностранных инвесторов для стимулирования развития экспортного потенциала, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития государства на основе передовой техники, технологии, управленческого опыта, создания новых производств и рабочих мест, 16 декабря 1992 года был принят Закон "О свободных экономических зонах", в соответствии с которым на территории республики создано пять свободных экономических зон, из них действующих 3 - СЭЗ "Бишкек", "Каракол", "Нарын" (наиболее активная из них СЭЗ "Бишкек"), в которых зарегистрировано 395 субъектов.
Субъекты СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке освобождены от уплаты всех видов налогов, пошлин и сборов на период их деятельности в свободной экономической зоне, экспорт произведенной в СЭЗ продукции освобождается от квотирования и лицензирования. Для субъектов СЭЗ установлена только плата за предоставление льгот по налогам в размере от 0,1% до 2% с выручки от реализации товаров и услуг. Кроме этого, в свободных экономических зонах Кыргызской Республики действует особый таможенный режим, который включает отмену таможенных пошлин на ввоз товаров, произведенных в СЭЗ, или на товары, предназначенные для реэкспорта, а также беспрепятственное перемещение товаров через границу, отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт.
На территориях свободных экономических зон предусмотрен особый валютный режим, предусматривающий обращение иностранной валюты, в том числе и в сфере оказания услуг и в расчетах между юридическими и физическими лицами, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Национальным банком Кыргызской Республики.
В свободных экономических зонах действует упрошенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Наибольшее число субъектов зарегистрировано и успешно действует в СЭЗ "Бишкек"-232, в том числе 15 совместных кыргызско-германских предприятий, большая часть из которых занимается торговой деятельностью, но, например, такое предприятие СП “Илвар" весьма успешно начало производство пива и есть перспективы для его дальнейшего развития,
НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ И ДРУГИЕ СБОРЫ
Государственная пошлина взимается соответствующими государственными органами - судом, арбитражным судом, нотариатом и иными специально уполномоченными органами - при выполнении ими определенных действий и выдаче документов, имеющих юридическое значение. Сбором называется разовый обязательный денежный взнос, установленный государством за оказываемые государственными органами услуги. Размер сбора соотносится со стоимостью предоставляемой услуги. Например, уплата 7% сбора при разгосударствлении и приватизации государственных предприятий. Под платежом подразумевается обязательный денежный взнос, периодически уплачиваемый юридическими и физическими лицами за выполнение государственными органами своих функций. Например, плата за получение лицензии на право торговли и др.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Плательщики налога
Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые осуществляют облагаемые НДС поставки(в том числе импортируют товары) и зарегистрированы как плательщики НДС, а также лица, к которым предъявлено требование о регистрации.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
Подоходный налог является общегосударственным налогом, который уплачивается физическими лицами. Налог взимается по всей территории страны по единым ставкам.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА, ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА - ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА
Плательщиками налога являются все физические лица, получающие в течение календарного года доходы, подлежащие налогообложению -от занятости, инвестиций и экономической деятельности:
- работающие на постоянной основе по месту основной работы (службы, учебы), а также работающие по совместительству в качестве рабочих и служащих, в том числе сезонных и временных работников, нештатных работников, надомников, домработниц, нянь и т.д.;
- иностранцы, работающие в нашей стране на основе соглашений (между правительствами Кыргызстана и зарубежных стран и трудовых договоров (контрактов) на выполнение работ и услуг;
-выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договоры подряда, поручения, авторские договоры и т. д.);
-зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации указанных лиц в органах статистики и в органах налоговой службы рассмотрен в главе, посвященной предпринимательской деятельности;
- работающие на основе патента.
РЕЗИДЕНТЫ И НЕРЕЗИДЕНТЫ
Субъекты налогообложения различаются по принципу постоянного места пребывания: лица, имеющие постоянное место жительства в нашем государстве (резиденты) и не имеющие постоянного места жительства (нерезиденты). Резидентами считаются граждане нашей республики, иностранцы и лица без гражданства, непрерывно проживающие на ее территории 183 и более дней в течение календарного года. Нерезидентами считаются лица, непрерывно проживающие на ее территории менее 183 дней в течение календарного года. Это подразделение необходимо для правильного исчисления совокупного годового дохода, подлежащего обложению подоходным налогом. Для налогоплательщика-резидента совокупный годовой доход состоит из доходов, полученных им на территории? нашей республики и за ее пределами, а совокупный годовой доход налогоплательщика-нерезидента состоит только из дохода, полученного из источника, находящегося в Кыргызстане.
УПЛАТА НАЛОГА ПУТЕМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПАТЕНТА
Налог может уплачиваться в бюджет в виде фиксированной платы (патента). Получив патент, налогоплательщик может осуществлять:
- деятельность по реализации товаров народного потребления и продуктов повседневного спроса, например, пошив и реализацию одежды и других изделий;
- деятельность в сфере бытового обслуживания населения, например, ремонт радиотелевизионной аппаратуры;
- деятельность в социально-культурной сфере, например, репетиторство, физкультурно-оздоровительную деятельность, медицинскую и врачебную практику,
- Другие виды деятельности, разведение и реализацию аквариумных рыб и птиц; изготовление и реализацию рыболовных снастей;
Порядок декларирования доходов и уплаты подоходного налога физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на патентной основе, и порядок выдачи патентов подтвержден постановлением Правительства.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налог на прибыль в нашей республике является общегосударственным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Плательщиками налога на прибыль в Кыргызстане могут быть только юридические лица – организации, имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли (коммерческие организации), вне зависимости от организационно правовой формы, формы собственности и видов деятельности.
Страницы: 1, 2, 3