- бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские билеты);
- казначейские билеты;
- разменные монеты.
Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций.
Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.
Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами – рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.
Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.
Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.
В Банковском кодексе Республики Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) [4, с.157].
Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.
Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, устанавливает:
- порядок ведения кассовых операций и работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;
- правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;
- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
- порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.
В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет:
- основные принципы построения платежных систем и порядок их применения;
- правила банковских переводов;
- формы безналичных расчетов;
- стандарты платежных инструментов и т. д.
Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.
Порядок установления валютного курса (котировка валют) – определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Национальный банк Республики Беларусь активно использует валютный курс белорусского рубля при проведении денежно-кредитной политики. Этот инструмент денежно-кредитной политики отличается большой гибкостью и эффективностью. Так, можно заметить, что на протяжении 2010 г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивости курсов ведущих мировых валют.
Таблица 1 Динамика курса белорусского рубля в 2010 г.
Период
Средний официальный курс белорусского
рубля по отношению к:
российскому
доллару США
евро
рублю
1
2
3
4
январь
95,65
2 856,00
4 081,58
февраль
96,17
2 903,02
3 980,75
январь – февраль
95,91
2 879,41
4 030,85
март
100,11
2 961,29
4 021,66
январь – март
97,29
2 906,45
4 027,78
апрель
101,68
2 969,70
3 986,20
январь – апрель
98,37
2 922,14
4 017,35
май
98,45
2 987,79
3 765,77
январь – май
98,39
2 935,15
3 965,72
июнь
96,65
3 014,13
3 683,24
апрель – июнь
98,91
2 990,48
3 809,61
январь – июнь
98,09
2 948,17
3 917,18
июль
97,66
2 998,18
3 814,94
январь – июль
98,03
2 955,26
3 902,41
август
98,55
2 990,23
3 866,06
январь – август
98,10
2 959,61
3 897,85
Денежно-кредитная политика в 2006 – 2010 годах направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования [14].
Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.
Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.
В соответствии с основными направлениями в 2010 году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.
Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.
В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках. Ставка рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. Так за последние 3 года она изменялась 13 раз (табл. 2).
Таблица 2 Ставка рефинансирования
Следующим важным инструментом проведения денежно-кредитной политики в Республики Беларусь является установление нормы обязательного резервирования. На основе анализа табл. 3 можно отметить, что в настоящее время данный показатель находится на относительно невысоком уровне по всем позициям, что обеспечивает рост предложения денег в национальной экономике Республики Беларусь и удовлетворение потребностей растущей экономики.
Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, соответствуют динамике макроэкономических показателей и обеспечивают дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5