Рефераты. Органы финансового контроля, их задачи и функции

- проверка согласованности показателей различных форм отчетности;

- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

1. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.

- общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно-ревизионная служба, местные государственные администрации, Государственный таможенный комитет и др.;

- ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделами министерств и ведомств. В последние годы в связи с ликвидацией большого количества министерств, появлением предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансового контроля значительно сократились.

2. Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

3. Аудит - новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах [10, с. 36].


1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль


Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:

1) проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности;

2) производить проверки денежных и иных документов, относящихся к проверяемой деятельности субъектов хозяйствования; получать от субъектов хозяйствования и их должностных лиц необходимые сведения, а также объяснения по проверяемым вопросам;

3) при наличии предписания на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием представителей субъектов хозяйствования производить обследование служебных и производственных помещений;

4) производить личный досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр находящихся при них вещей, документов и транспортных средств;

5) изымать документы, свидетельствующие о нарушении субъектами хозяйствования норм законодательства либо являющиеся объектами таких нарушений;

6) опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризацию;

7) приостанавливать производство и реализацию товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;

8) для определения качества товаров производить в установленном порядке отбор образцов;

9) проводить контрольные покупки и оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов с покупателями;

10) приостанавливать в исключительных случаях отдельные операции по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;

11) требовать от руководителей и других должностных лиц субъектов хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать соблюдение таких требований;

12) в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;

13) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

14) применять экономические санкции [5, с. 29].


1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль


В законе Республики Беларусь №3373-XII от 08.11.1994 г. оговариваются права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль.

Аудитор - физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Права аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право:

- самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

- проверять у аудируемого лица все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;

- привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;

- получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;

- отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству;

- осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

 Обязанности аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

 Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны:

- выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности (оказании сопутствующих аудиту услуг);

- вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

- качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги;

- сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 8 Закона;

- обеспечивать сохранность полученных документов;

- сообщать учредителям (участникам, собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству;

- передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

- исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, а также уставом аудируемой организации.

Ответственность аудиторских организаций и аудиторов.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора. Для целей настоящего Закона под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.


2 КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ


В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.

Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики.

Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 02.11.2001 г. № 617 в состав данного комитета включен созданный на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь Департамент финансовых расследований с правами юридического лица. Это значительно расширило его функции.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы контролируют: исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; расходование средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на создание государственных органов; сохранность и использование государственного имущества; соблюдение государственными органами, иными юридическими лицами актов законодательства в области инвестиционной деятельности; законность использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; соблюдение государственными органами и банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состояние контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также проведение проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; финансово-хозяйственную деятельность органов, представительств и учреждений республики, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета; соблюдение участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и т.п.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.