Рефераты. Налоговая политика в России. Реформирование налоговой политики

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Рассматривая обязанности налогоплательщиков, следует отметить, что в ст. 23 выделяются обязанности, выполнение которых обязательно с соблюдением определенных сроков.

Права налоговых органов

Налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ4

проводить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующие о совершении правонарушений, в случае, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ;

осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные. Складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщика в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случаях отказа его допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных и иных помещений, используемых налогоплательщиком, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение требований4

Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК Р;

Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;

Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков;

Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

В соответствии со ст. 24 НК, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Следует отметить, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Прием средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет могут осуществлять не только налоговые агенты, но и государственные органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы и должностные лица – сборщики налогов и (или) сборов.


Налоговая политика государственных органов на валютном рынке


Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.

Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.

Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.

Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.

Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо понижение исходя из валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика.

Так называемый преобразованный валютный режим и присущий ему порядок установления валютного курса, в значительной степени способствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.


Налоговая политика


Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

Следует отметить ещё, что развитие нормативной базы по налогообложению иностранных юридических лиц проходит в основном за счёт принятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являются нормативными документами, а носят рекомендательный характер. Их множественность и постоянное изменение создаёт у иностранных партнёров, кроме того, ощущение хронической нестабильности налогового регулирования.

Между тем, применение существующих норм законодательства и международных договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровня образования налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.

Пока экспортёры страдают, как и вся экономика от плохого налогового режима и высоких страховых рисков, но всё же в состоянии благополучно существовать благодаря включённости в мировую экономику и финансовую систему. Условно, они могут продолжать жить при нынешней системе, успешно лоббируя свои налоговые интересы в законодательной и исполнительной власти.

Высказываются более пессимистические мнения. Сожалеют о том, что Россия значительно отстала в своём понимании вопросов международного налогообложения. И что весь положительный опыт, накопленный российской налоговой системой на данном этапе, сводится лишь к одной из сторон международного налогообложения – к налогообложению нерезидентов России. Сама же налоговая система России не интегрирована в совокупность мировых налоговых систем. А наличие значительного числа соглашений само по себе не означает готовность налоговой системы существовать на равных с налоговыми системами других стран.

Налоговая полиция вернула в бюджет за 2000 год 45 миллиардов рублей. На один вложенный рубль налогоплательщика на содержание налоговой полиции как бы отработано 24 рубля.

В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных компаний, можно сказать, что с каждым годом оно становится всё более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).

В прессе встретил такой интересный вопрос и не менее интересный ответ на него:

Не связано ли бегство капитала с ослаблением налогов на физические и юридические лица?

- Деятелю инвестиционной сферы положено читать налоговое законодательство и знать, что программа Правительства предусматривает серьезное снижение налогового давления именно на юридические лица. Во-первых, это изменение системы расчета себестоимости. Раньше многие жизненно важные для производства расходы принудительно загонялись в прибыль. Сейчас государство сделало очень большой шаг к тому, чтобы относить их на себестоимость и тем самым снижать налогообложение предприятий. Во-вторых, социальный налог по пониженной ставке очень серьезно снижает налогообложение предприятий. В-третьих, отмена налогов с оборота очень серьезно снижает налогообложение очень большой массы предприятий, которые потребляют мало бензина. Поэтому бегство капитала связано с общей неразумностью политики. В этом автор вопроса прав, потому что не от инфляции и бюджетного дефицита, а от глупости они бегут в первую очередь.

Вот ещё одно из многочисленных чиновничьих высказываний, показавшееся мне заслуживающим внимания.

Что нужно сделать? Я хотел поддержать Георгия Бооса по налоговой реформе. Налоговый кодекс - это венец, это финальная часть налоговой реформы. Кодифицировать нужно только то, что совершенно. А мы занимаемся, в некотором смысле, профанацией, кодифицируя несовершенное налоговое законодательство, которое требуется тут же менять и потребуется менять уже в ближайшие месяцы. Пожалуй, единственное свидетельство решительности правительства в экономике, заметное всем - и бизнесу, и гражданам, и мировому сообществу - это действительно резкое сокращение налогов. Под это можно обращаться и к Международному валютному фонду, поскольку в программе кредитования на эти благородные цели трудно отказывать России. Только при этом условии можно добиться и возврата капиталов, бегущих из страны. Только при этом можно решить и проблему бедности.

На Западе сейчас интенсивно обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения, вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которой обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно-полезные и поддерживаемые государством.

Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы идут практически во всех странах (может быть за исключением России), и страны, наиболее продвинувшиеся в этом направлении, добиваются наибольших успехов в экономическом и социальном развитии. Если же говорить об условиях международной конкуренции, то сейчас на мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную сдержанную налоговую политику. Эти страны привлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь ориентируясь на размер налоговых ставок; в них ускоренно формируется широкая прослойка состоятельных собственников, что является основой благосостояния страны, её политической и экономической стабильности. Анализ по этому показателю приводит к заключению, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:

¦ установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;

¦ установление таких правил расчёта налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождается от налогообложения.

Налоговые стимулы могут создаваться центральными, региональными или местными органами власти. Они представляют собой специальные ставки, налоговые каникулы или освобождение от налогов для новых инвестиций.

Ставка налога с корпораций. Некоторые правительства предлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных инвесторов. Снижение ставки корпоративного налога может применятся ко всем инвестициям из-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях.

Отдельные отрасли. С целью ускорения развития или укрепления позиций отдельных отраслей правительства могут предлагать налоговые стимулы для инвестиций в этой отрасли.

Содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций.

Кроме этого, я думаю, что важную роль в стимулировании экспорта может стать, скажем, создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию экспортных кредитов.

Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, в течение которых компания освобождена от тех или иных налогов.

Международные расчётно-кредитные отношения РФ с зарубежными государствами осуществляются в российских рублях, национальных валютах ряда стран, международных денежных единицах и клиринговых валютах.

Рубли, использовавшиеся ранее в международных экономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называть инвалютные рубли) применялись для выражения размера предоставляемых нашей страной долгосрочных кредитов иностранным государствам, установления цен на поставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются "основой" для пересчёта причитающегося долго со стороны этих стран России в американские доллары.

Во внешнеэкономических связях России с рядом стран ближнего зарубежья в расчётно-кредитных отношениях используются российские рубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также по договорённости сторон применяются национальные валюты этих государств.

Помимо долларовых инвестиций, иностранные компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой — о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширения направлений государственного регулирования и контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание № 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".

Согласно этому Указанию, покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

Неуклонное выполнение требований указанных инструктивных документов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валюты российскими предприятиями, фирмами и организациями.

Объявление правительством в одностороннем порядке отсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имело крайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оно подорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России и затруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значение для развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российских финансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднего бизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов.


Налоговая политика и цены


Налоговая политика напрямую влияет на уровень цен на лекарственные препараты. Сегодня налоговое законодательство на федеральном уровне не учитывает особенности фармацевтической деятельности и социальной направленности аптек, что ставит государственные аптеки в неравные экономические условия по сравнению с коммерческими аптеками и организациями розничной торговли. Кроме того, система налогообложения нестабильна, постоянно меняется, невозможно спрогнозировать деятельность на текущий год, не говоря уже о долгосрочных прогнозах. К классическим принципам налогового законодательства относятся: - принцип справедливости, согласно которому каждый подданный обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям; - принцип экономической обоснованности, который гласит, что при установлении налога должны учитываться макро- и микроэкономические последствия, т.е. последствия как для бюджета, так и для определенной отрасли экономики, а также и для конкретного налогоплательщика. Эти принципы по отношению к нашей отрасли ни в одном налоге не отражаются, и только на уровне регионов, в рамках данных им прав по установлению налоговых льгот, можно добиться ряда льгот и преференций для субъектов фармацевтического рынка. Аптечные учреждения Омской области в 2002 г. работали в особых экономических режимах: произошло введение НДС, аптеки были переведены на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), изменилась система ценообразования. Перевод аптек на новый налог упростил существующую систему налогообложения, так как данный налог объединяет ряд существующих налогов (на прибыль, единый социальный налог, НДС и др.). Аптеки не платят НДС, что в конечном итоге упрощает порядок ценообразования, способствует сдерживанию роста цен и в какой-то мере облегчает налоговое бремя государственных аптек.


Вывод


Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей пришедшие в выборочные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается – постоянный и неизбежный спутник российских налогов.


Используемая литература


1. Налоговое право: Курс лекций. – 2-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2007. – 176 с.

2. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/под ред. Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422 с.

3. #"#">http://nalog.akcentplus.ru/politika.html

5. http://www.rosapteki.ru/arhiv/detail.php?ID=1453



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.