Аналогичные целевые показатели ставятся и по удовлетворённости населения.
Чтобы достигнуть их, необходимо реализовать комплекс мероприятий.
В предстоящем 2008 году:
Строительство и реконструкция 18 ЦПО;
Оснащение и переоснащение ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями);
Введение форменной одежды для работников ЦПО;
Обеспечение ЦПО бесплатными формами заявлений;
Распространение в ЦПО буклетов и брошюр по Стандартам налоговых услуг;
Разработка и внедрение Правил поведения работников ЦПО;
Разработка и внедрение Правил мониторинга качества налоговых услуг;
Использование расчета критериев качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов;
Размещение «Терминал налогоплательщика» в микрорайонах и сельских округах;
Расширение спектра электронных услуг.
Координация работы по проведению опроса населения независимыми организациями.
Выделение ЦПО в структуре налоговых органов.
Создание отделов качества гос. услуг в структуре областных налоговых органов.
Планы 2009 – 2010 годы:
Строительство и реконструкция остальных ЦПО;
Обеспечение форменной одеждой работников всех ЦПО;
Разработка и внедрение «Терминал клиента ЦПО»;
Оснащение телевизорами и системой видеонаблюдения;
Обеспечение ЦПО бесплатными формами заявлений, Стандартами налоговых услуг;
Совершенствование расчета критериев оценки качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов;
Разработка и внедрение электронного журнала входных и выходных документов ЦПО при взаимодействии с ИС НК МФ.
Для максимального увеличения поступлений в государственный бюджет без увеличения ставок налогов предусматривается соблюдение жесткой налоговой дисциплины, создание специализированной структуры в Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан.
Будут проведены реформы в области налогового и таможенного администрирования; расширены электронные услуги для налогоплательщиков, внедрены методы пресечения "лжепредпринимательства", деятельности "обнальных" фирм и теневого оборота, в том числе оборота подакцизной продукции [41].
Для проведения взвешенной фискальной политики, направленной на обеспечение стабильности бюджета, ограничение государственных расходов, соблюдение жесткой бюджетной дисциплины, сбережение значительной части нефтяных доходов в Национальном фонде, стимулирование структурной перестройки экономики, предусматривается дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства, в том числе:
- переход к формированию бюджета в соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Национального фонда;
- трехлетнее бюджетное планирование на уровне функциональных групп расходов Единой бюджетной классификации;
- ориентирование процесса исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных программ;
- повышение качества управления бюджетными деньгами (наличностью);
- установление мер ответственности администраторов бюджетных программ и их государственных учреждений за использование бюджетных средств.
В результате реализации планируемых мер наряду с увеличением поступлений в государственный бюджет ожидаются высвобождение дополнительных средств у предприятий, сокращение теневых выплат заработной платы, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, упрощение налогового администрирования, рост занятости населения, увеличение удельного веса поступлений от субъектов малого бизнеса в бюджет с 14 % в 2005 году до 20 % в 2008 году, снижение уровня коррупции в налоговых и таможенных органах, обеспечение стабильности государственного бюджета [42].
Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.
Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения. Проводимая в целом взвешенная фискальная политика направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления государственной политики. В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств.
Заключение
Подводя итоги, отметим что, налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговая система РК включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.
Согласно статьи 59 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом.
Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.
Структурный анализ, проведённый в дипломной работе, показал, что основными источниками налоговых поступлений республиканского бюджета являются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и других ресурсов. Рост налоговых поступлений в республиканский бюджет растёт из года в год. Так с 2003 года налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились более чем в 3 раза. Сумма налоговых поступлений в республиканский бюджет в 2008 г. на 36% превышают показатель 2006 года.
На основании данных поступлении государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по Республике Казахстан за 2002-2007 гг., предоставленным Налоговым Комитетом Республики Казахстан на своём официальном сайте, был проведён анализ поступлений в местные бюджеты на период 1 февраля 2002-2007 гг. Анализ доходов местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них позволил сделать вывод, что в анализируемый период происходил рост доходов местных бюджетов и уменьшение доли налоговых поступлений в них. Кроме того, анализ структуры доходов местных бюджетов показал, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей.
Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог, причём социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов. Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.
В своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут [1].
Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Исходя из необходимости достижения целей, поставленных Президентом страны, а также, подтверждая преемственность в реализации основных направлений развития экономики, Правительство определяет в качестве главной цели создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост ВВП в размере 8,5 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. Общий рост экономики за три года планируется на уровне 27,7 %. Рост ВВП на душу населения в 2008 году до 5559 долларов США, что в 1,5 раза выше сегодняшнего уровня. Рост производительности труда в среднем на 8,5 % ежегодно. Среднегодовой прирост промышленного производства - 5 %, в том числе в обрабатывающей промышленности - 6,7 %. Рост инвестиций в основной капитал - в среднем на 15,7 % в год. Уровень среднегодовой инфляции - "в коридоре" 5,7 %-7,3 % в 2006 году, 5 %-7 % - в 2007-2008 годах.
Политика доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.
Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.
Список использованных источников
1. Послание народу Казахстана Президента РК Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Февраль 2008 г.
2. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Третьяков Ю.Т. Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.
4. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.
5. Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2005. № 4 с. 23-31.
6. Кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001 N 209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)".
7. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 44.
8. Инструкция «О порядке исчисления и уплаты налога на транспортные средства», утвержденной приказом министра финансов РК от 21 июня 1995 г. № 149.
9. Алипов А. Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании // Каржы-Каражат – Финансы Казахстана. –2006. - № 11. – С. 46-52.
10. Библиотека бухгалтера и предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2007.
11. Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год.
12. Об итогах исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2007 года и задачах на 2 квартал т.г. Доклад Министра финансов Республики Казахстан Коржовой Н.А .на заседании Правительства Республики Казахстан 24 апреля 2007 года.
13. Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы.
14. Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz.
15. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004.
16. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002.
17. Официальный сайт Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета Республики Казахстан // www.esep.kz.
18. Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan).
19. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
20. Темирханов E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2008.
21. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
22. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384 с.
23. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520 с.
24. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
26. Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001. № 4 с. 23-31.
27. Библиотека бухгалтера и предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2005.
28. Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку -Ленинград –1999.
29. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004.
30. Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.
31. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.
32. Темирханов E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2000.
33. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
34. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002.
35. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
36. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384 с.
37. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520 с.
38. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
39. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.
40. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
41. Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы.
42. Официальный сайт Министерства Финансов Республики Казахстан www.minfin.kz
43. Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz
44. Официальный сайт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета http://www.esep.kz/rus/content/view/full/698
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16