Рефераты. Муниципальные финансы, их место и роль в социально-экономическом развитии страны

С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет — мощный управляющий механизм в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат и финансовой основой развития местного самоуправления.

Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития. Так, в связи с финансовым кризисом бюджет содействовал преодолению его последствий, поддержанию уровня жизни населения и обеспечению функционирования реального сектора экономики, прекращению спада экономики и другим целям экономической политики. Бюджет нацелен на повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы, на снижение социального неравенства, достижение высокой эффективности государственных расходов.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особенности в связи с государственным устройством стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укреплении общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Бюджет способствует развитию международных связей России и укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ. Например, Законом о федеральном бюджете установлены объемы ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ в сумме до 2368,63 млн. руб., в том числе предельные взносы в бюджет Союзного государства (России и Беларуси) до 1600 млн. руб. и в бюджет Евразийского экономического сообщества — до 37,98 млн. руб. Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, направляемая на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой системы, а также их недостаточная эффективность на современном этапе не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета проявлялись такие, в определенной мере преодоленные, негативные факторы, как бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, не собираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др. Однако в последние годы бюджет стал утверждаться своевременно и с профицитом.

Помимо упомянутых бюджетов, составляется консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (ст. 6 БК). Он используется для расчетов и анализа. Необходимость его обусловлена особенностями устройства бюджетной системы РФ: по действующему законодательству бюджеты всех уровней существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды.

Однако для управления делами России в целом, а также ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие финансовые ресурсы аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений). Поэтому составляются консолидированные бюджеты субъектов Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), консолидированный бюджет РФ (федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и заключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) (ст. 15; 16 БК). В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты — от федерального до местных, действующие на территории страны. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 52) предусматривает составление консолидированных бюджетов районов с входящими в него районными бюджетами и бюджетами поселений как муниципальных образований.

В связи с понятием консолидированного бюджета законодательством был введен термин «минимальный бюджет», под которым понимался расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, а также низовых звеньев бюджетной системы (сельских, поселковых и т.п.), покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Это определение было отнесено к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

В свою очередь, минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие выполнения государством социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п. Однако федеральный закон о минимальных государственных стандартах на настоящий период не принят. В то же время Федеральный предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать муниципальные минимальные стандарты (п. 2 ст. 53).

 


2. Структура местных бюджетов

 

2.1 Расходы местных бюджетов


Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджетов на решение вопросов местного значения.

В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, устанавливается соответственно федеральными и региональными органами государственной власти.

В случаях и порядке, которые предусмотрены указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных и региональных органов государственной власти не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными законами.


2.2 Доходы местных бюджетов


К собственным доходам местных бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:

·                   средства самообложения граждан;

·                   доходы от местных налогов и сборов;

·                   доходы от региональных налогов и сборов;

·                   доходы от федеральных налогов и сборов;

·                   безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;

·                   доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.