Рефераты. Международно-правовой механизм устранения двойного налогообложения доходов и имущества

Как отмечал Н.А. Падейский, "двойное налогообложение возможно во всех налогах: прямых и косвенных, в налогах на доход и имущество, налогах на владение, обращение и потребление, в таможенных налогах и пошлинных сборах"[13]. Мы в данной работе рассматриваем правовое регулирование устранения двойного налогообложения именно имущества и доходов, поскольку на сегодняшний день именно ему уделяется наибольшее внимание в соответствующих международно-правовых актах и юридической литературе.

Перейдём, наконец, к определению понятия международного двойного налогообложения. А.В. Толкушин предлагает следующее: двойное налогообложение (международное) - термин международного налогового права, означающий ситуацию, когда одновременно в двух или более странах одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения[14]. Приведённое определение в целом адекватно отражает сущность рассматриваемого явления, но нуждается в некотором уточнении.

А.А. Шахмаметьев перечисляет признаки двойного налогообложения, назовём их "признаки многократности":

1.                один и тот же налог (либо сопоставимый налог) должен уплачиваться два или более количества раз, при этом, под сопоставимым налогом понимается налог, отличающийся от другого установленного налога отдельными элементами, но имеющий с последним один и тот же объект;

2.                налог взимается более одного раза с одного и того же объекта;

3.                налог взимается более одного раза одновременно, под одновременностью понимается хронологическая зависимость факта возникновения определённого объекта налогообложения и обязанности по уплате с него налогов;

4.                налоги уплачиваются более одного раза одним и тем же лицом либо разными плательщиками[15].

Возьмём перечисленные признаки за основу, добавим к ним "признак международности" и получим: международное двойное налогообложение - правовое явление, при котором один и тот же субъект приобретает обязанность уплатить один и тот же (либо сопоставимый) налог с одного и того же объекта более чем в одном государстве.


1.2 Международное двойное налогообложение как объект международных налоговых соглашений


Как было сказано выше, двойное налогообложение способно стать серьёзной преградой на пути международной экономической деятельности, поэтому государства, - замечает А.А. Шахмаметьев, - будучи заинтересованными в развитии международного экономического сотрудничества, вынуждены искать пределы использования своих налоговых полномочий, в рамках которых не только минимизировались бы негативные последствия международного налогообложения, но и последнее могло бы считаться справедливым[16]. Упомянутые пределы устанавливаются посредством заключения международных соглашений об устранении двойного налогообложения.

Напомним, что ст.7 Налогового кодекса[17] конкретизирует положение п.4 ст.15 Конституции[18] и устанавливает, что международные договоры по вопросам налогообложения являются источниками налогового права РФ и обладают большей в сравнении с нормативно-правовыми актами Российской Федерации юридической силой, а также, как отмечает В.В. Гусев, имеют прямое действие[19].

Говоря о значении соглашений об устранении двойного налогообложения, следует перечислить преимущества, которые даёт их заключение государствам-партнёрам. Начнём с преимуществ, которые традиционно указываются в пояснительных записках к законопроектам о ратификации таких соглашений:

1.                обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида доходов и капитала в своем государстве и государстве-партнере;

2.                привлечение в каждое из договаривающихся государств иностранных инвестиций[20];

М.Н. Кобзарь-Фролова также называет:

3.                гарантирование налогоплательщикам недискриминации;

4.                обеспечение для государств возможности взаимных прямых консультаций, обмена информацией, обмена опытом и иных контактов для решения многих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов;

5.                закрепление на договорной основе государствами своих прав на получение справедливой доли от налогообложения доходов и имущества, получаемых резидентами от международной экономической и финансовой деятельности;

двойное налогообложение международное соглашение

6.                предупреждение правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами по законодательству страны, на чьей территории, извлекается доход[21];

Е.В. Анисимова и В.В. Старженецкий добавляют:

7.                стимулирование экономического взаимодействия субъектов предпринимательства стран, подписавших соглашение[22].

А.А. Шакирьянов предлагает классифицировать международные соглашения об избежании двойного налогообложения следующим образом:

1.                соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал;

2.                соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущества (по все видимости, автор не всякий капитал признаёт имуществом - И. И.);

3.                соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении социальных налогов и взносов на социальное страхование;

4.                соглашения об избежании двойного налогообложения в области транспорта[23].

Среди международных договоров об устранении двойного налогообложения можно выделить двусторонние и многосторонние. Последние, как правило, закрепляют типовые проекты двусторонних договоров, рекомендуемые для участников таких многосторонних соглашений. Важнейшим подобным документом, на наш взгляд, является Модельная конвенция Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогов на доходы и капитал[24] (далее - МК ОЭСР).О.Ж. Саматов называет ещё один документ такого рода - это Типовая конвенция ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами 1980г., а также перечисляет целый ряд типовых конвенций разработанных в рамках региональных и субрегиональных международных организаций: проект многосторонней конвенции для франкоязычных стран Африки (подготовленный под эгидой Франции в 1964 г.), Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций (1964 г.), Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами-членами Андской группы (1971 г.), Протокол о гармонизации налоговых льгот между странами-членами Центральноамериканского рынка[25] и т.д. Следует также упомянуть Многостороннюю конвенцию ЮНЕСКО об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, содержащую модель соответствующего двустороннего соглашения[26] (далее - МДС ЮНЕСКО), а также Протокол стран СНГ "Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"[27].

В РФ основой для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения является Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утверждённое постановлением Правительства от 24 февраля 2010 г. № 84[28] (далее - ТС).

Большинство авторов, в том числе Л.П. Фомичева[29], Ю.Л. Иванец[30], О.А. Плетнева, А.О. Гребенчук[31], В.В. Гусев[32] и др. признаёт, что ТС основано на МК ОЭСР, хотя Россия и не участвует в последней.

Двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения (РФ ратифицировала 77 таких соглашений[33]) согласно ТС включают следующие положения: страны-участники соглашения; лица и налоги, к которым применяется соглашение; общие определения; критерии определения резидентства и постоянного представительства для целей устранения двойного налогообложения; принципы распределения объектов налогообложения между договаривающимися сторонами; подлежащие использованию частные методы устранения двойного налогообложения; правила о недискриминации; основы межведомственного взаимодействия налоговых органов; подтверждение особого статуса дипломатических представительств и консульских учреждений, а также их сотрудников; положения о противодействии злоупотреблению льготами, предоставляемыми соглашением; условия вступления в силу и прекращения действия соглашения.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.