Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
7. Глава муниципального образования, иные долхмостиые лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
8. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
3. Доходная часть местных бюджетов
3.1. Источники доходов местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
|I. Налоговые доходы | |в том числе: | |1. Налог на прибыль | |2. Налог на доходы физических лиц | |3. Налог на добавленную стоимость | |4. Акцизы | |5. Налог на имущество физических лиц | |6. Налог на имущество предприятий | |7. Платежи за использование природных ресурсов | |II. Неналоговые доходы | |в том числе: | |1. Доходы от государственной собственности или от | |деятельности | |2. Доходы от продажи принадлежавшего государству | |имущества | |III. Безвозмездные перечисления | |в том числе: | |1. От других уровней власти, из них: | |Дотации | |Субвенции | |Средства, перечисляемые по взаимным расчетам | |Трансферты | |2. От целевых бюджетных фондов |
3.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
Местные налоги.
Основная задача местных налогов — создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий.
Однако, несмотря на то что общее количество налогов в соответствии с указанным законом достигает 23, их доля в формировании доходов местных бюджетов неоправданно мала и не превышает, по оценкам специалистов, 1,5% всех доходных источников местных бюджетов. Поэтому в новом Налоговом кодексе РФ с целью упорядочения налогообложения на местном уровне предусмотрен сокращенный перечень местных налогов. Наряду с сохранением известных земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на рекламу предполагается введение местных лицензионных сборов. Кроме того, предполагается перемещение с федерального на местный уровень налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Таким образом, число местных налогов сократится до 5, что должно способствовать повышению эффективности местного налогообложения, в частности за счет упрощения контроля налоговых органов за поступлением платежей в бюджет.
В настоящее время нет единой методики исчисления местных налогов. Примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином РФ, носят рекомендательный характер и уточняются в соответствующих нормативных актах органов местного самоуправления. В то же время законодательством Российской Федерации установлены верхние пределы налоговых ставок по ряду налогов, отнесенных к компетенции местных органов власти.
Виды местных налогов и сборов
В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:
• местные налоги,
• местные регистрационные и лицензионные сборы;
• прочие сборы.
К местным налогам относятся:
• налог на землю;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:
• лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
• лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К прочим сборам относятся:
• целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор ча выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).
На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.
Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю».
Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.
Предельная ставка лицензионного сбора за право торговли винно- водочными изделиями и пивом установлена в размере 50 минимальных месячных оплат труда для юридических лиц и 25 минимальных месячных оплат труда в год для физических лиц—предпринимателей.
В числе местных налогов предусмотрен и другой сбор, требующий приобретения соответствующей лицензии, — лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. данный сбор также уплачивают юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, выступающих в роли устроителей местных аукционов и лотерей. Предельный размер ставки сбора установлен на уровне 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.
Сбор за право использования местной символики уплачивают производители продукции, на которой использована местная символика — гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и пр. Сбор взимается по ставке 0,5% от стоимости реализуемой продукции с местной символикой.
Сбор за уборку территорий уплачивают владельцы строений. При этом объектом обложения является объем выполненных работ в стоимостном выражении, определенный исходя из убираемой площади и нормативных расценок по ее оплате. Конкретные ставки сбора устанавливают исходя из нормативов и расценок убираемой площади (кв.м) на одного человека.
Сбор на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и иные цели уплачивается по ставкам, устанавливаемым местными органами власти, в процентах от фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленного законом минимального размера оплаты труда и среднесписочной численности работающих. При этом предельный размер ставки сбора составляет 3%.
Сбор на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и иные цели рассчитывается по следующей формуле
Н = (ММОТ х ССЧ х ЧМ) х СМ, где: Н — сумма налога; ММОТ — минимальная месячная оплата труда; ССЧ — среднесписочная численность работников; Чм — число месяцев в налогооблагаемом периоде, в течение которых применяется соответствующий ММОТ; СМ — утвержденная ставка налога.
Налог на рекламу уплачивается предприятиями в том случае, если они рекламируют свои услуги на территории города, района и иной административной единицы, где введен этот налог.
Налог рассчитывается по ставкам, установленным местными органами власти (но не более 5%), от стоимости услуг по рекламе (без учета НДС и спецналога).
Налог может уплачиваться в бюджет двояко: либо непосредственно рекламодателем, либо путем перечисления суммы налога одновременно с. оплатой услуг по рекламе рекламному агентству, которое берет на себя уплату этого налога в бюджет.
Конкретные сроки уплаты и порядок расчета местных налогов устанавливаются решениями местных органов власти.
3.2.1 Современные направления совершенствования подсистемы местных налогов
Можно выделить следующие направления совершенствования подсистемы местных налогов:
• сокращение общего числа налогов;
• отказ от наименее эффективных местных налогов с точки зрения реализации их фискальной и экономической функций;
• ослабление давления на налогоплательщика за счет сокращения числа налогов, взимаемых с выручки и фонда оплаты труда;
• перенос тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу обращения.
Как отмечалось выше, общее число налогов должно сократиться более чем в четыре раза. При этом в первую очередь отменяются наименее «популярные», с точки зрения местных властей, и редко встречающиеся на практике налоги в силу их низкой фискальной значимости, незначительной эффективности или технической сложности применения (налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за участие в игре на тотализаторе на ипподромах, сбор за парковку автотранспорта и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8