Рефераты. Лизинг: сущность и проблемы

Проведение комплексной экспертизы потенциального лизингополучателя и инвестиционного проекта может включать в себя:

¾              финансовый анализ инвестиционного проекта с учетом лизинговых технологий;

¾              анализ финансового состояния потенциального лизингополучателя;

¾              оценка обеспечения возвратности заемных средств и разработка оптимальной структуры обеспечения;

¾              разработка оптимальной структуры лизинговой сделки с учетом организационных, правовых, финансовых, налоговых и таможенных особенностей лизинга.

4. Проблемы и пути совершенствования лизинга

Пожалуй, впервые в современной отечественной истории термин “lease”, производным от которого является лизинг, в контексте с понятием “кредит” стал употребляться в нашей стране 63 года назад. Тогда в экстремальных условиях Второй Мировой войны началась уникальная по масштабам проведения и значимости операция межгосударственного лизинга – “ленд-лиз”1.

Лизинговые операции имели место в СССР в конце 60-х – начале 70-х годов. Это были относительно небольшие по количеству контракты, предусматривающие аренду станков, кузнечно-прессового, энергетического, транспортного оборудования, вычислительной техники, морских судов, авиатехники, грузового автотранспорта (тягачи, рефрижераторы, полуприцепы). В названии этих контрактов зарубежные фирмы и их партнеры в нашей стране – В/О “Автоэкспорт”, объединения “Совтрансавто”, В/О “Трактороэкспорт”, Аэрофлот и другие стали применять понятие “лизинг”.

Изучением зарубежного и отечественного опыта в лизинговых операциях в 80-е годы занимался Научно-исследовательский институт материально-технического снабжения при Госснабе СССР, а точнее - его Ленинградское отделение, которое возглавлял В.Н. Голощапов, впоследствии ставший руководителем компании “Балтийский лизинг” и ассоциации “Рослизинг”.

Таким образом, можно по существенным и хронологическим принципам установить четырехэтапную периодизацию отечественного лизинга. При этом первый этап продолжался до окончания 80-х годов и характеризуется государственным финансированием и активным государственным управлением лизинга.

Чуть более пятнадцати лет назад, в конце 80-х годов, с развитием арендных форм хозяйствования в стране начался второй этап развития лизинговых отношений. Предприятия получили право зарабатывать и самостоятельно использовать валютные средства. В это время был дан определенный импульс созданию лизинговых компаний. Так, в 1988 году было образовано совместное советско-финское лизинговое предприятие СП “Арендмаш” по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было создано, а с 1989 года стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций. В конце 1989 года для проведения лизинга на условиях “бербоут-чартер” (наема морского судна без экипажа) была образована компания “Рыбкомфлот”.

Третий этап развития отечественного лизинга начался во второй половине 1994 г. с принятием указа Президента № 1929. Тогда, десять лет назад в нашей стране действовали около трех десятков лизингодателей. В октябре 1994 года пятнадцать из них решили создать ассоциацию “Рослизинг”. Через год их стало 19. А на рынок лизинговых услуг выходили все новые и новые лизингодатели. Такие крупные российские лизинговые компании, как “ЛК Лизинг”, “Интеррослизинг”, “РТК-Лизинг”, сформировались и начали активно работать несколько позднее - в 1995-1997 годах. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуры в течение нескольких лет внимательно присматривались к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали по-хорошему амбициозные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании.

В течение третьего этапа отечественного лизингостроения были приняты чрезвычайно важные законодательные и нормативно-правовые акты: часть вторая Гражданского кодекса, включающая главу 34 “Аренда” (с параграфом 6 “Финансовая аренда (лизинг)”, постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” и от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”, в которых были закреплены основные правовые условия ведения лизинга в стране и предоставлены, наверное, самые значимые в мире преференции участникам лизинговых операций.

В начале сентября 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только компаниям-резидентам, но и нерезидентам. За 5,5 лет, в течение которых действовал механизм лицензирования, лицензии получили более 2,5 тыс. компаний. Правда, в настоящее время на рынке активно представлены порядка двухсот.

В 1996 г. по оценке Минэкономики России в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. (годом раньше - 200 млн. долл.). Для сравнения отметим, что в 2003 г. удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в стране превысил 6%. Однако за 2004 г. этот показатель уже составил только 1% (см. приложение).

Третий этап включил в себя и наиболее трудный период – банковский кризис 1998 года, и появление первой неудачной версии Федерального закона “О лизинге”. В то же время лизинг в России продолжал развиваться и к 2002 г. объемы ежегодно заключаемых договоров лизинга достигли 2 млрд. долл.

Четвертый этап начался с вступления в силу в 2002 году 25-й главы Налогового кодекса, новой редакции Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)”, которые оказали более чем существенное влияние на формирование правового поля для лизинга в России.

За последние несколько лет российский лизинг действительно шагнул вперед. Это наглядно подтверждают результаты ежегодно проводимых аналитических исследований ситуации на рынке лизинговых услуг страны.

2003 г. стал одним из наиболее удачных для развития лизингового бизнеса в Российской Федерации. Были достигнуты самые высокие темпы роста в отрасли. Прирост по сравнению с предыдущим 2002 годом составил почти 70%. Это определялось рядом факторов, в том числе явно наметившейся в России тенденцией к экономической стабилизации; произошедшими в последние два года изменениями в законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих лизинг; улучшением финансового положения многих российских предприятий; увеличившейся потребностью предприятий в обновлении основных производственных фондов; осознании лизинга как одного из наиболее эффективных способов реализации инвестиционных проектов за счет предоставляемых на федеральном и региональном уровнях льгот и преференций; сокращением стоимости кредитных ресурсов и увеличением сроков кредитования; расширением объемов и направлений заимствований за рубежом с участием агентств по страхованию экспортно-импортных операций, а также других факторов, стимулирующих всплеск лизинговой активности в стране.

Общая стоимость заключенных в России договоров лизинга в 2003 году соответствовала в пересчете 3221 млн. евро. Это означает, что удельный вес всего российского лизинга в общеевропейском составил 1,63% против 1,2% в предыдущем году.

В большинстве случаев лизинговые компании создаются юридическими лицами (более 40%) и банками (более 25%), реже физическими лицами (15%) и иностранными инвесторами (3%). Более 70% инвестиций приходятся на Европейскую часть России, на долю Урала и Западной Сибири приходится около 15%, а на Дальний Восток - менее 10%.

В такой же пропорции распределяется и региональное расположение лизинговых компаний, причем около 40% от их общего числа находится в Москве. Наиболее значительных объемов достиг лизинг промышленного и технологического оборудования. Наибольшее количество лизингополучателей работает в следующих сферах: типографские услуги, пищевая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, химическая продукция, пластики и полимеры, упаковка и бумага. Срок лизинга, как правило, составляет от двух до пяти лет, что обусловлено условиями привлечения ресурсов, сроком ускоренной амортизации имущества и потребностями большинства лизингополучателей.

По существующей в настоящее время статистике большинство лизинговых компаний работает используя заемные средства - это, в основном, товарные кредиты поставщиков, средства банков-учредителей и государственные средства. В значительно меньшей степени используются средства несвязанных банков и собственные средства. Российские лизингодатели крайне редко имеют доступ к дешевым финансовым ресурсам иностранных инвесторов, что увеличивает стоимость их услуг для лизингополучателей.

По прогнозам, динамика роста лизинговой индустрии в ближайшее время будет составлять ежегодно не менее 28-29%. Это означает, что в 2005 г. в Российской Федерации удастся достигнуть уровня, как минимум 6000 млн. долл. При этом удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в стране должен был повыситься с 6,1% до 7,3% - 8,7%. Однако, уже сейчас можно говорить о несостоятельности этого прогноза.

Вместе с тем динамичное развитие рынка лизинговых услуг в нашей стране возможно только в том случае, если законодатели, органы государственного управления, включая налоговые службы, с пониманием отнесутся к особенностям и специфике лизингового бизнеса. В частности, лизинговые операции предполагают, что хорошо работающая лизинговая компания осуществляет постоянные заимствования. В этом одна из основных составляющих ее бизнеса как финансового посредника. В недавно принятом определении Конституционного суда Российской Федерации, которое датируется от 8 апреля 2004 г., № 169-О, предусматривается, что зачет налога на добавленную стоимость может быть осуществлен только после выплаты заемщиком соответствующей суммы долга. Такой подход сам по себе, к тому же нечетко прописанный, для лизингового бизнеса крайне опасен. На слуху соображения руководителей некоторых компаний, что лизинг подорожает для клиентов на 30-40%, возможны другие негативные последствия. Наверное, все это с большим знаком минус для интересов страны.

В ряде регионов налоговые органы, руководствуясь определением Конституционного суда, поспешили потребовать от лизинговых компаний выплаты дополнительных сумм по НДС за последние 3 года, начиная с 2002 г., то есть задним числом. В то же время никаких изменений в 21-ю главу Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 171) внесено не было. Действующая в настоящее время норма закона не дает повода для подобной трактовки. Более того, в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ, по договору займа одна сторона передает другой стороне в собственность деньги и другие вещи. В таком случае хозяйствующий субъект как собственник принадлежащего ему имущества вправе самостоятельно распорядиться своей собственностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.