2. Национальная оборона 27-28%
3. Проценты по государственному долгу 11%
4. Здравоохранение и образование 7%
5. Сельское хозяйство, охрана окружающей среды 3%
6. Торговля, жильё, транспорт 4%
7. Прочее 4% Доходы:
1. Личный подоходный налог
2. Налог на фонд заработной платы
3. Акцизы 4%
4. Таможенные пошлины 2%
5. Налоги на недвижимость и дарения 1%
6. Прочее Бюджет штата Расходы:
1. Образование 24%
2. Общественное благосостояние 23%
3. Здравоохранение 12%
4. Автомагистрали 12%
5. Общественная безопасность 7%
6. Прочие расходы 22% Доходы:
1. Налоги с оборота и валовые акцизные сборы
2. Личный подоходный налог 31%
3. Налоги на прибыль корпораций 8%
4. Имущественные налоги 2%
5. Налоги на наследство 1%
6. Визы, лицензии 9%
7. Прочее Бюджеты органов самоуправления: Расход:
1. Образование 43%
2. Благотворение здравоохранения 12%
3. Окружающая среда 11%
4. Общественная безопасность 10%
5. Транспорт 7%
6. Прочие 17% Доход:
1. Поимущественные налоги 74%
2. Налоги с оборота 11%
3. Личный подоходный налог 6%
4. Лицензии, визы 6%
5. Прочие 3% Структура российского бюджета Расходы:
1. Государственное управление
2. Оборона 15%
3. Социально-экономические мероприятия
4. Финансирование хозяйств
5. Внешнеэкономическая деятельность государства Доходы:
1. Налоги на прибыль, с оборота, подоходные
2. Акцизы Признаки отличия федерального и местных бюджетов: Формирование доходов в местном бюджете основывается на нормативах налоговых отчислений от доходов предприятий. Средства в местном бюджете призваны удовлетворять местной инфраструктуре. Рыночный бюджет:
1. Резкое сокращение финансирования народного хозяйства (предприятий)
2. Налоги (для любого бюджета)
3. Принцип федерализма (каждый уровень власти обеспечивается своим бюджетом)
Налоги. Принципы и формы налогообложения
Бюджет 2004:
Доходы: 2 трлн.74 млрд. руб. 17,9% от ВВП Расходы: 2 трлн. 65 млн. руб. 17,4% от ВВП Бюджет с профицитом составляет 83,4 млрд. руб ВВП 15,3 трлн. руб. Погашение государственного долга – 287 млрд. руб. 1,9% от ВВП Финансовая помощь регионов 810,6 млрд. руб. 30,5% Обеспечение безопасности государства 311 млрд. руб. 11,7% Оборона 15% Социальная политика 161 млрд. руб. 6,1% Образование 118 млрд. руб. 4,4% Промышленность и др.
Налоговая система.
Налог – это обязательный платёж физических и юридических лиц, который взимается государством. В бюджете налоги представляют политику государства.
Налоги:
1. Прямые – налог с объекта в процентах или в прямой сумме с единицы объекта, физического или юридического лица: налог на прибыль, на имущество предприятий, на рекламу, на землю, на дарение, на парковку.
2. Косвенные – налоги цене товара. Он невидим, его платит население, т.к. цена учитывается с налогом: НДС, акцизы, акцизы на подакцизные товары. Акциз – косвенный налог. Устанавливается в цене товара и взимается специальным способом или с единицы товара. Федеральный налог – это налог, который идёт в бюджет: налоги на доходы физических лиц, наследование, с операций с ценными бумагами, со страхования, с деятельности банков и др. Региональный налог – плата за пользование ресурсами: лесной налог. Местные налоги – на имущество физических лиц, строительство объектов, курортный налог, земельный налог, сборы на право торговли. Налогообложение – это механизм действия налоговой системы. Принципы налогообложения А. Смита (в любой налоговой системе):
1. Равновесность (одинаковые отчисления)
2. Легкодоступность и понимание налогов (для плательщиков)
3. Справедливость
4. Дешевизна (стоимость налогов больше, чем стоимость затрат на их взимание) Роль налогообложения:
1. Обязательность (принудительность)
2. Стабильность (устойчивая ставка)
3. Равнонапряжённость (бремя налога должно быть одинаково по уровню дохода)
4. Социальная справедливость
5. Простота расчётов и дешевизна
6. Система налогообложения строится по правилам – это государственная политика Механизм налогообложения:
1. Выделение субъекта
2. Определение объекта обложения (имущество, доход и т.д.)
3. Определение источника обложения (доход, из которого платится налог)
4. Единицы обложения (натуральные или денежные)
5. Определение ставки налога (пропорциональные, долевые, регрессивные, твёрдые, прогрессивные)
6. Льготы (разные в разных местах) Одни налоги выполняют фискальную функцию, другие – стимулирующую, запретительную и т.д. Характеристика налогов (прямые):
1. Налог на прибыль предприятия Уплачивают юридические лица Объект – валовая прибыль, но сначала рассчитывается облагаемая прибыль: прибыль – затраты – страховка – др.
Кривая Лафера (налоги не могут быть 0 и не могут быть 100%, т.к. должны быть между 0 и 100%, в противном случае налогов не будет). В России ставка – 24%
2. Подоходный налог с физических лиц (13%) Объект – доход (заработная плата) Субъект – физическое лицо
3. Налог на имущество (0,1% от инвентаризации – стоимость имущества)
4. Земельный налог Субъект – площадь земли. Разделён на сельское хозяйство, промышленность, граждан. Здравоохранение, образование и др. освобождены.
5. Налог с корпораций (с коммерческих организаций) Объект – валовая прибыль. Косвенные налоги – налоги в цене товара.
1. Налог на добавленную стоимость. С части стоимости, которая добавлена конечным продавцом (15%) Добавленная стоимость = конечная цена – стоимость приобретения
2. Акцизы. 19 товаров: табак, спиртное, сахар, соль, шоколад, меха, топливо и др.
3. Таможенные пошлины.
Бюджетный процесс: Составление, рассмотрение, утверждение, отчёт об итогах (до 3-ёх лет) – обязательность, единство, ежегодность. 1 этап – презентация бюджетного послания (об экономической ситуации и будущем). 2 этап – составление плана-прогноза (министерство финансов, экономики, торговли, ЦСУ, Центробанк). 3 этап – рассмотрение и принятие.
Государственный кредит и долг.
1. Особенности государственного кредита как финансовых и кредитных отношений
2. Классификация государственных займов
3. Управление государственными займами
Особенности государственного кредита как финансовых и кредитных отношений
Государству часто не хватает бюджетных средств поэтому возникает дополнительная потребность в них .Эти потребности и удовлетворяют государственным кредитом Государство является заемщиком. Государственный кредит совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти управления с одной стороны а физическими и юридическими с другой стороны. (т.е.население или предприятия-кредиторы) Государство должно всегда быть готовым стать заёмщиком (пример : катастрофы и т.д.) Государственный кредит представляет собой симбиоз финансов и кредита Он имеет те же принципы что и кредит : возвратность ,срочность. Финансовая сторона - это государственный бюджет (использование средств) Функции государственного кредита
1. Фискальная (в качестве заёмщика оно обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов)
2. Регулирующая (регулирует денежный обращения )
3. Увеличив спрос на заемные средства. Отсюда следует рост цены кредита
4. Кредиты местным органам власти стимулируют развитие производства и занятости
5. Покрытие потребностей
Принципы государственного кредита:
1. Необходимость (не хватка бюджета)
2. Целесообразность (использования дополнительных доходов)
3. Последствия (работа на экономику, на стабильность экономики)
Долг бывает:
1. Капитальный (накопленный долг из года в год )
2. Текущий Государственный долг представляет собой аннигиляцию налогов (дополнительное изъятие неучтенных налогов)
Классификация государственных займов
Форма кредита зависит от характера займа, категории населения , и других Факторов. По субъектам заёмных отношений: А)центральные органы управления Б) местные По месту размещения: А) внутренние (рубли) Б) внешние ($) В зависимости от обращения на рынке: А) рыночные государственные обязательства Б) нерыночные По срокам : А) краткосрочные (до 1 года ) Б) среднесрочные (1 – 5 лет) В) долгосрочные (5 лет и выше ) По обеспеченности А) закладные Б) беззакладные
По методам: А) добровольные Б) рыночные По выплате долга: А) процентные (1,2,4 раза в год выплачиваются ) Б) выигрышные В) беспроцентные Г) беспроигрышные
Долговые обязательства: В зависимости от метода определения дохода: А) обязательства с твердым доходом Б) обязательства с плавающим доходом Займы могут быть оформлены как облигационные и безоблигационные.
Управление государственными займами
Управление государственным доходом рассматривается в широком и узком смысле А) В широком смысле: Направленность финансовой политики государства, которое должно способствовать укреплению банков и кредитных систем Б) В узком смысле: Формирование направления финансовой политики государства. Т.е. управление государственным долгом А) управление всей кредитной системой финансовой политики Б) управление отдельными займами Государство часто использует рефинансирование – выпуск новых займов за счёт старых Эффективность долга
П - поступление по долгу Р – расход Государство недолжно занимать больше 25% уже существующего долга Конверсия – один из видов реструктуризации долга
1. Консолидация
2. Регрессия
3. Унификация
4. Отказ Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов. Управление государственным долгом становится целой наукой. Такая наука включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства способов их размещения. Принципы управления государственным долгом:
1. Оптимизация
2. Системность
3. Контролирования
Рынок ценных бумаг
1. Роль и содержание рынка ценных бумаг.
2. Экономические основы рынка ценных бумаг
3. Участники рынка ценных бумаг
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6