- использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций;
- привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков.
2. Учет условий реализации инвестиционного процесса:
- состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции;
- финансово-экономическое положение предприятия;
- технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;
- сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;
- возможность получения предприятием оборудования по лизингу;
- финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;
- льготы, получаемые инвестором от государства;
- коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия;
- условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
Проведем анализ чувствительности проекта для установления границы изменения основных параметров, при которых проект сохраняет приемлемый уровень эффективности и финансовой состоятельности.
Параметрами наиболее подверженными возможному изменению при реализации данного проекта являются уровень цен на конечную продукцию, объём продаж и уровень инвестиций в постоянные активы.
В таблицах 3, 4 и 5 представлен анализ чувствительности проекта к изменениям указанных показателей. В качестве результирующих показателей рассмотрены варианты простого срока окупаемости и чистой текущей стоимости проекта для различного уровня цен на реализуемую продукцию, объёмов производства и продаж и инвестиционных затрат.
Таблица 3
Анализ чувствительности проекта при различном уровне цен на услуги
Уровень цен на услуги, % от базового варианта
(80%)
(90%)
(100%)
(110%)
(120%)
Чистая текущая стоимость (NPV), тыс. руб.
55 281
82 995
110 123
136 866
163 609
Простой срок окупаемости, лет
6,0
5,3
4,8
4,4
4,1
Таблица 4
Анализ чувствительности проекта при различных объемах реализации услуг
Уровень реализации услуг, % от базового варианта
61 956
86 375
133 431
156 391
5,8
5,2
4,5
4,2
Таблица 5
Анализ чувствительности проекта при различных объемах первоначальных инвестиций в постоянные активы
Уровень инвестиций в постоянные активы, % от базового варианта
133 906
122 014
98 147
86 071
5,5
Из приведенных таблиц видно, что проект является достаточно устойчивым к изменению указанных внешних факторов.
Колебания любого из рассмотренных параметров как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения, существенным образом не влияют на конечные показатели эффективности проекта.
Для принятого диапазона значений указанных параметров от 80% до 120% их базовой величины изменение такого показателя, как простой срок окупаемости проекта составляет менее 1 года.
Вместе с тем, положительная величина такого показателя, как чистая текущая стоимость проекта, при любом уровне изменяемых параметров свидетельствует о значительной устойчивости проекта к возможному колебанию ценового фактора как стоимости инвестиций, так и реализуемой продукции.
Таким образом, приведенные результаты финансово-экономической оценки данного инвестиционного проекта свидетельствуют о высокой степени его привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов и целесообразности дальнейшей реализации анализируемого предприятия.
Первые риски в реализации подобных инвестиционных проектов связаны ни с чем другим, как со сложностями в оформлении и инженерной подготовке земельных участков. Под горнолыжный комплекс требуется до 20 25 га. Подходящие площадки находятся за городом, часто в зеленой зоне. Поэтому инвесторам приходится не только решать «земельный вопрос», затрагивающий право собственности, и проходить перед строительством нелегкую процедуру стандартных согласований, но и получить «добро» в природоохранном ведомстве.
Основные затраты приходятся на инженерные коммуникации, строительство инфраструктуры (около одной тыс. долларов за 1 кв. м), канатные дороги (новые от 3 млн до 12 млн долларов, б/у на 30% дешевле), технику снегоуплотнительные машины (от 50 тыс. до 300 тыс. долларов), системы оснежения (100 150 тыс. долларов, снежные пушки около 20 тыс. долларов). Ошибка в расчетах может увеличить и без того длительный срок окупаемости проектов семь-восемь лет. Кроме того, горнолыжный бизнес носит сезонный характер, особенно в средней полосе.
С помощью туроператоров горнолыжный комплекс способен также решить проблему перегрузки в выходные и незагруженности в будни. Ведь простой с понедельника по пятницу лишает операторов существенной доли прибыли, а приезжающие туристы могли бы кататься на горках всю неделю. Рассчитывая на поток горнолыжников из соседних областей, горнолыжный комплекс работает с турагентствами. Туроператоры реализуют предложения горнолыжного комплекса как полноценный турпродукт.
№ п/п
Виды рисков
Отрицательное влияние рисков на прибыль
Оценка
1
Неустойчивость спроса
Падение спроса с ростом цен
0,1
2
Снижение цен конкурентов
Снижение цен
0,005
3
Увеличение роста объемов продаж конкурентов
Падение продаж или снижение цен
0,12
4
Рост налогов
Уменьшение чистой прибыли
0,13
5
Снижение платежеспособности потребителей
Падение продаж
0,2
6
Недостаток оборотных средств
Увеличение кредитов и выплат по ним
0,004
Как видно из таблицы 6, наиболее вероятным является риск роста цен и снижения платежеспособности населения.
Целью данного инвестиционного проекта являлось строительство спортивно-развлекательного горнолыжного комплекса с целью развития въездного туризма в Кемеровской области. В перспективе проектом предусматривается установка канатной дороги, строительство гостиницы с рестораном, фитнесс-центром, развлекательно-игровыми залами.
Обеспечение возвратности средств предполагается по следующим схемам:
- предоставление кредита, с последующим возвратом основного долга и начисленных на эту сумму процентов;
- на условиях финансового лизинга.
Общая стоимость проекта на сегодняшний день оценивается на уровне 6,3 млн. долларов США без учета стоимости существующего здания.
Экономическая эффективность данного проекта достаточно высока и представлена следующими основными показателями :
- простой срок окупаемости проекта без учета времени строительства составляет около 3,8 года;
- дисконтированный срок окупаемости проекта при реальной ставке сравнения 10% годовых составляет около 6 лет с начала реализации проекта что значительно ниже периода жизни самого проекта;
- внутренняя реальная норма доходности, без учета инфляции, составляет 22% годовых, значительно превышает используемую ставку сравнения и определяет максимальную номинальную “банковскую” ставку кредита, погашаемого в пределах срока жизни проекта (при отсутствии собственного капитала) на уровне 39% годовых (при уровне инфляции 14% годовых);
- чистая текущая стоимость проекта при горизонте планирования 11 лет и реальной ставке сравнения 10% годовых положительна, а ее величина около 110 000 тыс. руб. показывает значительную устойчивость проекта к возможному колебанию ценового фактора как стоимости инвестиций, так и реализуемой продукции.
Указанные показатели экономической эффективности определены исключительно для будущих инвестиций без учета существующих на сегодняшний день незавершенных капитальных вложений на базе которых планируется осуществление данного проекта.
При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект является эффективным и финансово состоятельным.
Таким образом, приведенные результаты финансово-экономической оценки данного инвестиционного проекта свидетельствуют о высокой степени его привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов и целесообразности дальнейшей реализации.
1) Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ. – Новосибирск: ТОО ЮКЭА НПК «Модус», 1996. – 416 с.
2) Барановский Н.И., Благодер Г.П. Планирование деятельности малых строительных организаций// Экономика строительства . - 2004.- № 12.- С.26-37Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра-М, 1999 . – 456 с.
3) Деловое планирование: Учеб. пособ/ Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997 . – 478 с
4) Жуков Л.М. Проблемы финансирования инвестиций в России // Экономика строительства . - 2004.- № 1.- С. 21-37
5) Любанова Т. П. и др. Бизнес- план: Опыт, проблемы: Учеб. пособ. – М.: ПРИОР, 1998 . – 789 с.
6) Маркова В.Д., Кравченко Н. А. Бизнес- планирование: Практическое пособие. – Новосибирск: ЭКОР, 1994. – 145 с.
7) Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 219 с.
8) Организация управления деятельностью строительных организаций в условиях рынка : Методические указания. - Новосибирск:НГАСУ.-51с.
9) Пелих А.С. Бизнес- план или «Как организовать собственный бизнес». Анализ. Методика. Практикум. – М.: Экономика, 1996. – 256 с.
10) Поршнева А.Г. и др. Управление организацией: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.
11) Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономикорма, 1997. – 52 с.
12) Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно- методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭ иУ, 2004 . – 200с
13) Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособ. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.
14) Справочное пособие директору производственно объединения (предприятия) В 2 томах/ Под ред. Е.А. Егиазаряна. – М.: Экономика, 1997
15) Шамузафаров А.М. Доклад на расширенном заседании комиссии Госстроя// Промышленное и гражданское строительство. - 2004.- № 2.- С. 3 8.
16) Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6