Рефераты. Инвестиционный климат Еврейской автономной области

На начало 2006 года на территории ЕАО зарегистрировано более ста предприятий с иностранными инвестициями. Но только сорок пять фактически работают. Остальные занимались в основном торговлей и сегодня прекратили свою деятельность, но еще числятся в официальных данных.

Главная надежда региональных властей связана с разработкой Кимканского и Сутарского железорудных месторождений. Запасы первого оцениваются в 208 млн тонн, второго — в 492 млн. В постперестроечный период Кимкано-Сутаром заинтересовались и российские, и китайские частные компании. В итоге лицензию на освоение этих двух месторождений в 2006 году выиграла группа компаний «Петропавловск», специализировавшаяся до этого на освоении золоторудных месторождений в Амурской области. Мощность Кимкано-Сутарского ГОКа составит 10 млн тонн переработки руды в год. Сегодня строительные работы, которые обойдутся в 374 млн долларов, идут строго по плану. Запущена база стройиндустрии — четыре ангара, где разместятся склады, гараж для большегрузной техники, ремонтные мастерские, лаборатория пробоподготовки. В июле 2013 года ГОК должен выдать первую тонну обогащенной руды, добыча которой фактически уже началась. Кроме того, на этой территории предполагается построить комбинат по производству окатышей, рассчитанный на выпуск 2,5 млн тонн продукции в год.

Реализация проекта ежегодно будет приносить в консолидированный бюджет Еврейской автономной области около 4 млрд рублей (более 25% от нынешнего объема доходной части бюджета), что делает строительство Кимкано-Сутарского ГОКа, рассчитанного на 40 лет эксплуатации, самым значимым инвестиционным проектом региона. Это тот самый «паровоз», который должен потащить областную экономику вверх.

Идея строительства железнодорожного моста через Амур, который бы соединил его русский и китайский берега, возникла вместе с планами строительства Кимкано-Сутарского ГОКа. Производимый им железорудный концентрат будет предназначен прежде всего для экспорта в Китай — транспортировка его на сибирские металлургические заводы нерентабельна.

Поэтому с самого начала проект вышел на межгосударственный уровень, получив поддержку как регионального, так и федерального правительств. Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин недавно назвал его «наиболее значимым» среди двенадцати инвестиционных проектов федерального уровня на общую сумму 208 млрд рублей, которые экспертный совет при Минрегионразвития рекомендовал к реализации в регионах до 2013 года.

Это будет первый постоянный железнодорожный переход на всем почти трехтысячном протяжении границы между двумя государствами. Реализация проекта позволит создать на территории ЕАО новый мощный транспортно-логистический узел: грузы «Петропавловска» будут задействовать менее половины пропускной способности моста — остальное заполнится другими грузоотправителями. Кроме того, этот проект может создать прецедент, который повлияет как на реконструкцию БАМа, так и других железных дорог страны.

В настоящее время завершается стадия проектирования, а после одобрения органами государственной экспертизы России и Китая проектно-сметной документации ООО «Рубикон», входящее в ГК «Петропавловск», намерено начать строительство. Планируется, что первые поезда по мосту между Нижне-Ленинским и Тунцзяном пойдут к 2014 году.

В областную администрацию уже сейчас начинают поступать заявки от российских и иностранных компаний, которые хотели бы принять участие в развитии инфраструктуры нового международного пункта пропуска. Часть его грузов пойдет дальше по Транссибирской магистрали, часть — отправится по автотрассе Чита—Хабаровск. Возможно, это вызовет и возрождение аэропорта Биробиджан, закрытого для российских пассажирских рейсов в постсоветское время. В руководстве самой области этот вопрос считают некритичным для развития региона — все летают через Хабаровск, до которого два с небольшим часа езды по федеральной автодороге «Амур».

Таким образом, Кимкано-Сутарский ГОК и строительство железнодорожного перехода через Амур станут весомыми источниками пополнения бюджета и должны потянуть за собой цепочку преобразований в экономике региона, и прежде всего, повысят его инвестиционную привлекательность.

Китайская компания «Хэмэн Дальний Восток» взялась за разработку Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд. По словам начальника управления экономики областной администрации Геннадия Петрова в России не так много марганцевых месторождений, чтобы отдавать их разработку иностранным компаниям. Тем не менее информация о будущем мосте фактически и повлияла на решение китайской компании пойти на аукцион по разработке марганцевого месторождения, выиграть его и начать подготовительные работы по строительству шахты. Весь добытый здесь марганец будет экспортироваться в Китай, а консолидированному бюджету области хозяйственная деятельность китайцев станет приносить ежегодно еще 1,5 млрд рублей.

При том, что минерально-сырьевые проекты являются фундаментальным фактором развития Еврейской автономной области, «вполне конкурентоспособным», по мнению профессора Ефима Фрисмана, можно сделать и сельское хозяйство. Соревноваться в данном случае приходится с аналогичной продукцией из Китая. Когда разрабатывалась новая, интенсивная стратегия развития области, то в ней были отмечены три принципиальных момента. Первый — вместо традиционного картофеля и зерновых руководство области постаралось переориентировать крестьян (в области не осталось колхозов и совхозов: все производство сосредоточено в личных подсобных — 70% — и крестьянско-фермерских — 30% — хозяйствах) на выращивание сои. Это более рентабельно само по себе в здешнем климате, к тому же из сои можно получить гораздо больше добавленной стоимости при переработке, поскольку соевые продукты необычайно популярны в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и североамериканского континента.

Продукты из сои, выращенной в Еврейской автономной области, предполагается продавать под знаком «Зеленая страна», который символизирует высшую степень экологической чистоты продукции и, естественно, соответствующую стоимость. Ведь здесь выращивают не генно-модифицированную сою, к тому же в местах, где нет и не было крупных промышленных производств, а перерабатывают на израильском оборудовании, которое считается в мире наиболее экологичным.

Но главный прорыв, по мнению властей автономии, на этом направлении должны обеспечить большие животноводческие хозяйства, выращивающие свиней, крупный рогатый скот и гусей. Два из них уже построены в Октябрьском районе, еще один строится в Ленинском. К Смидовическому району присматривается предприниматель из Китая. У него в Хабаровске есть сеть ресторанов и гостиница, поэтому он решил построить свиноводческий комплекс на 30 тыс. голов.

«План совершенствования» в Еврейской автономной области разработан для каждой отрасли. В лесозаготовках, например, регион теперь также ориентируется на крупные предприятия и совместно с китайцами разработал программу размещения предприятий по переработке древесины в готовую продукцию — шпон, паркет и так далее.


Заключение


Основополагающей задачей правительства Еврейской автономной области по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Инвестиционная политика области осуществляется по нескольким направлениям, основные из них: формирование законодательной базы, инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, работа по инвестиционным проектам и государственная поддержка инвесторов.

Правительства КНР и приграничных с автономной областью регионов Китая выделяют значительные средства на международное сотрудничество. В свою очередь Еврейская автономная область оказывается в положении финансовой несостоятельности для обеспечения равноправности отношений и не может полностью реализовать собственные интересы в осуществляемых международных проектах.

Чтобы изменить это положение, требуется на федеральном уровне ускорить принятие законодательных актов о приграничном сотрудничестве, т.е. предусмотреть особые условия хозяйственной деятельности на приграничных территориях либо придать приграничным территориям статус особых экономических зон.

Уже сейчас рассматривается возможность создания ОЭЗ в районе речного пункта пропуска «Нижнеленинское». Возможно, это будет проект в отраслях легкой промышленности, сельского хозяйства и других. Стратегия сотрудничества с Китаем строится на использовании выгодного транспортного и географического положения, возможности совместного использования имеющихся на территории области разнообразных сырьевых ресурсов, свободных сельскохозяйственных земель.[10]

Одним из путей привлечения инвестиций в экономику области является привлечение средств федерального бюджета на развитие экономики и социальной сферы области. Для этого в федеральные министерства и агентства - государственным заказчикам федеральных целевых программ ежегодно представляются бюджетные заявки на финансирование из федерального бюджета инвестиционных проектов.

Формирование привлекательного инвестиционного имиджа области является условием активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.

Для реализации комплексного плана мероприятий по формированию привлекательного имиджа области проводится следующая работа:

·                     взаимодействие со средствами массовой информации и широкое освещение инвестиционной деятельности в области, основанное на принципах обратной связи;

·                     обновление и постоянное совершенствование раздела "Инвестиционная деятельность" на сайте органов исполнительной власти правительства области с использованием его, с одной стороны, как инструмента просвещения на тему инвестиций и всего, что с ним связано, с другой стороны, как сайта, представляющего интерес для потенциальных инвесторов, так как они смогут получить полную информацию о состоянии инвестиционного климата, ознакомиться с инвестиционными проектами;

·                     выпуск презентационных материалов по инвестиционной тематике и организация презентационных возможностей области, что позволяет напрямую представлять инвестиционные возможности области целевой аудитории - российским и зарубежным деловым кругам;

·                     проведение выставочно-ярмарочной деятельности, которая имеет давние традиции, коммуникации и позволяет решать задачи инвестиционной политики органов власти и предприятий-участников.


Список литературы:


1.                 #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">"Российская газета" - Дальний Восток №4140 от 10 августа 2006 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.