Рефераты. Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются, например, определенными доходами или имуществом. Беззакладные облигации не обеспечиваются ничем определенным. Обеспечением служит все имущество государства или данного муниципалитета. Закладные облигации обычно выпускаются местными органами власти, а беззакладные — центральными органами управления.

По методу определения дохода долговые обязательства государства подразделяются на два вида: с твердым (фиксированным) доходом и с плавающим доходом.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске заемные инструменты делятся на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты;

еврозаймы;

кредиты международных финансовых организаций;

межправительственные кредиты;

частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты государственным предприятиям).

На международном рынке государственных долгов наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций.

Еврооблигации (англ. eurobonds) — долгосрочные долговые обязательства в форме облигаций, номинированных в иностранной валюте и обращающихся на международном финансовом рынке. Они выпускаются чаще всего в бездокументарной форме и перед размещением проходят процедуру листинга на одной из основных европейских фондовых бирж (Лондонской, Франкфуртской, Люксембургской) для получения котировки при участии крупного рейтингового агентства для присвоения рейтинга. Еврооблигации первично размещаются эмиссионным синдикатом в составе генеральных менеджеров выпуска — нескольких известных инвестиционных банков.

Привлечение внешних займов связано с присвоением стране-должнику международного кредитного рейтинга. Мировая практика кредитования использует систему рейтингов стран-получателей по ряду критериев (риск, доходность и т.д.).


1.3 Мировая система государственных долгов


Современные тенденции развития государственного кредита и мировой системы суверенных долгов формируются под воздействием процессов финансовой глобализации. Ей присуще возрастание объемов международных потоков капитала, безвозвратных и льготных ресурсов, долговых платежей и др. В условиях финансовой глобализации, которая стала набирать силу с 1970-х гг., торговля уступила лидерство валютно-кредитным и финансовым связям в интенсификации экономических процессов.

Развитие мировой экономики и глобального интеграционного процесса в последние десятилетия характеризуется формированием глобального финансового рынка, сегментом которого выступает рынок суверенных долгов.

В условиях финансовой глобализации развитие рынка суверенных долгов определяется следующими тенденциями:

• увеличением общего объема долга в абсолютном выражении;

• возрастанием финансовой взаимозависимости между государствами внутри системы суверенных;

• преобладанием секьюритизированного долга над кредитами в глобальной системе суверенных долгов;

• расширением финансовой базы для частного кредитования государств как следствие концентрации финансового и банковского капитала и укрупнения глобальных ТНК и ТНБ, в частности, через механизм слияний и поглощений;

• усилением необходимости урегулирования системы суверенных долгов со стороны международных финансовых организаций и региональных сообществ;

• обострением проблемы суверенных дефолтов в условиях глобализации финансовых кризисов;

• изменением структуры инвесторов в государственные ценные бумаги в направлении увеличения доли институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, банков);

• ростом доли нерезидентов - иностранных держателей в структуре долга ведущих стран;

• разработкой стратегий управления государственным долгом на перспективу с учетом текущего состояния экономики, государственных финансов и прогнозов их развития;

• созданием независимых государственных организаций или специализированных структур в странах, занимающихся управлением государственным долгом;

• обеспечением прозрачности информации о государственном долге, его структуре, графике аукционных торгов и т.д.;

• расширением доли глобальных финансовых инструментов (фондовых) по сравнению с традиционными кредитами в глобальной системе суверенных долгов.

Большинство стран привлекает заемные ресурсы через государственный кредит и таким образом имеет непогашенные внешние долги. Формируется система мировой взаимной задолженности, куда вовлечены и развитые, и развивающиеся государства. Для тех и других характерно использование государственного кредита для финансирования потребностей бюджетов, а также обслуживания старых долгов (их погашения и выплаты процентов по ним).

Совокупный объем заемных ресурсов (международные долговые ценные бумаги, синдицированные кредиты) больше совокупного объема незаемных средств (прямые и портфельные инвестиции, финансовая помощь и др.). Общая мировая задолженность нерезидентам (иностранным инвесторам) превышает весь объем мировой задолженности по внешним долговым обязательствам, что характерно как для развитых, так и для развивающихся рынков. Это означает, что существенная часть долгов принадлежит иностранным держателям по внутренним государственным ценным бумагам. В 2006 г. доля инвесторов-нерезидентов в общем объеме государственного долга составляла во Франции 40%, в США - 50, в Италии - 10%.

Государственные кредиты на международном рынке предоставляются преимущественно в двух формах. Первая - синдицированный кредит, когда ссуду выдает не один кредитор, а группа (синдикат) кредиторов. Такая схема кредитования обусловлена, во-первых, большими размерами ссуд, во-вторых, высокими рисками, которые лучше рассредоточить между несколькими кредиторами. Вторая — займы на международных рынках капитала через эмиссию ценных бумаг. В течение последних 20 лет наиболее привлекательным для инвесторов и заемщиков является мировой рынок еврооблигаций (евробондов). Для привлечения заемных ресурсов правительства стран выпускают свои официальные долговые бумаги - облигации, номинированные в иностранных валютах. Рынок еврооблигаций, которыми оформлены суверенные долги, развивался бурными темпами и почти за 20 лет с начала 1980-х гг. до 1997 г. увеличился с 290 млн долл. до 34 млрд долл.

В международной практике (в отличие от России) чаще всего не различают как таковой внутренний и внешний государственный долг страны. Правительства выпускают долговые ценные бумаги, держателями которых становятся либо отечественные инвесторы (резиденты), либо иностранные инвесторы (нерезиденты). Так, в России допуск нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг был разрешен лишь в 1996 г. Иностранные инвесторы проявили высокую активность на этом рынке, и к осени 1997 г. доля их участия достигла 20%. Спустя 10 лет доля нерезидентов составляет меньше 1%.

«Полем» для государственных заимствований через эмиссии еврооблигаций является глобальный рынок евробумаг. Общепринято определение евробумаг как ценных бумаг, которые выпущены в валюте, иностранной для эмитента.

Наиболее значительным сегментом рынка евробумаг является рынок еврооблигаций, объем которого в мире составляет несколько десятков триллионов долларов. При этом следует отличать еврооблигации (англ. eurobonds) от иностранных облигаций (англ. foreign bonds), выпускаемых нерезидентами на внутреннем рынке другой страны.

Рынок еврооблигаций начал формироваться в 1960-е гг. под влиянием, с одной стороны, растущей интернационализации финансовой жизни, которая уже готова была перерасти в финансовую глобализацию, а с другой стороны, законодательных ограничений правительств промышленно развитых стран (прежде всего, США) на приобретение резидентами иностранных ценных бумаг, в основном, в части более жесткого налогообложения. Политика дерегулирования, взятая на вооружение правительствами развитых стран в 1960-1970-е гг., позитивно повлияла на рост рынка еврооблигаций и усиление тенденций финансовой глобализации через либерализацию трансграничного движения капиталов.

Мировая система государственных долгов представляет собой совокупность государств, организаций, институтов, объединенных комплексом кредитно-финансовых отношений по поводу предоставления и погашения государственных займов. Эта система состоит из элементов (кредиторы, заемщики, институты инфраструктуры, рынок, институты урегулирования долгов), каждый из которых несет свою нагрузку и имеет свое содержание (рис. 1.2).


Рис. 1.2 Элементы мировой системы государственных долгов


Наибольший размер государственного долга в абсолютном выражении отмечался в США и Японии. Несмотря на проводимую правительством Японии политику сокращения государственных расходов, объем государственного долга по состоянию на конец 2007 г. достиг 838 трлн иен, т.е. увеличился за год на 6 трлн иен. Сумма государственного долга на душу населения составила 6,56 млн иен, т.е. увеличилась за год на 50 тыс. иен. По соотношению суммы государственного долга к ВВП страны (более 160% в 2007 г.) Япония среди развитых стран мира находилась в наихудшем положении.

В конце 2007 г. федеральный долг США превысил 9 трлн долл., составив около 70% ВВП. К концу 2008 г. он увеличился до 10 трлн долл., т.е. на душу населения приходилось около 33 тыс. долл.

В Европе из-за мирового финансового кризиса также обострилась долговая проблема. В Италии, где государственный долг уже достигает 104% ВВП, по итогам 2009 г. этот коэффициент может превысить 107%. Для Германии и Франции увеличение этого показателя тоже будет крайне резким, но менее критичным: с 64,3 до 66,9% ВВП и с 65,4 до 69,6% ВВП соответственно. В 2007 г. самые низкие показатели государственного долга среди европейских стран были у Эстонии - 3,4% ВВП, Люксембурга-6,8%, Латвии — 9,7% и Румынии — 13%. Установленный для стран ЕС лимит государственного долга в 60% ВВП был превышен в 11 странах. В их числе были Италия - 104%, Греция - 94,5% и Бельгия - 84,9%.

Во всех 27 странах ЕС объем государственного долга в 2007 г. составил 58,7% ВВП по сравнению с 61,2% в 2006 г. В связи с мировой финансовой нестабильностью 4 октября 2008 г. на встрече лидеров Германии, Франции, Италии и Великобритании было предложено пересмотреть бюджетные правила Европейского союза. На сегодняшний день бюджет страны, входящей в ЕС, не может иметь дефицит более 3% ВВП, а государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Вскоре эти цифры должны быть пересмотрены в сторону повышения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.