Рефераты. Государственный финансовый контроль в Царской России

Государственный финансовый контроль в Царской России


Министерство общего образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Реферат

Государственный финансовый контроль в Царской России

Выполнила: студентка экон. ф-та,

5 курса, гр

504, ОДО

Дудник А.В.

Краснодар 2002

Содержание

1. Государственный финансовый контроль в России в период с XV по X(X век…………………………………………………………………………….3

2. Государственный финансовый контроль в России в период с X(X до 1917 г………………………………………………………………………………8
1. Министерство финансов……………………………………………8
2. Казначейская система……………………………………………...14
3. Государственный контроль………………………………………..17
4. Комитет уполномоченных………………………………………....18
5. Банковские синдикаты……………………………………………..20
6. Государственная роспись………………………………………….21

Вывод………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………….25

1. Государственный финансовый контроль в России в период с XV по X(X век

Государственный контроль в России, как отдельное, независимое установление в составе государственного управления, получил начало со времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811г. Но фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились значительно раньше.

В XV в. появились первые государственные учреждении русского средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.

Приказная система управления просуществовала до конца XVII века.

В 1654 г. учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно- расходные книги за 1653-1663 гг.; на него же возлагается задача обревизовать Большую Казну за 50 лет. Приказы учреждены были не только в столице, но и в разных территориях. В Счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился, контроль исполнения отсутствовал.

Затем, в известной мере, может быть признана контрольным учреждением так называемая Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 г. В нее должна была доставляться "со всех приказов по вся недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно был о всегда".

Круг вопросов, подлежавших веденью Ближней Канцелярии, не ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую сферу административных действий; в ней сосредотачиваются сведения не только о состоянии денежных сумм, но и количестве армии, ее содержании, о количестве военных запасов и т.д.

Петр I кардинально реформировал систему государственного управления.
Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.
Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.

Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе каждой поставлены воеводы, а при них, т.е. (это важно отметить) в их подчинении, территориальные представители финансовых коллегий: камерир и рентмейстер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или
"рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.

Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую - коллегиальную систему управления.

Ввиду того значения, какое придавал Петр Великий Сенату, естественно, что на него были возложены обязанности контрольного характера - "и смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставлять".
Для осуществления этих обязанностей Сенат требовал из губерний подлинную приходно-расходную отчетность. Однако первые попытки проверить эту отчетность не были успешными, поскольку ревизионное дело представлялось слишком сложным вследствие его новизны и неупорядоченности самой отчетности.

Поэтому указом 12 февраля 1712г. дело это было передано Обер-Комиссару сенатской Канцелярии князю Вадбольскому с точной инструкцией о производстве ревизий. Причем, ему предписывалось наблюдать, не попадаются ли в приходных и расходных книгах "не росписанные статьи или в чем какая приправка или воровство". Деятельность Вадбольского продолжалась около года и большого успеха не имела.

В 1718г. для "счета всех государственных доходов и расходов" была учреждена Ревизион-Коллегия. Но вскоре выяснилась ненормальность положения этого ревизионного учреждения, создавшаяся вследствие того, что финансовая отчетность должна была доставляться по-прежнему и в Сенат, и в Ревизион-
Коллегию. Поэтому указом от 12 января 1722 г. решено Ревизион-Коллегию подчинить Сенату, которая затем была переименована в Ревизион-Контору
Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, представлявшую первый опит сколько-нибудь систематического изложения обязанностей государственного контроля.

Во главу ревизионных требований по отношению ко всякого рода операциям распорядителей казенными средствами инструкция ставит принцип законности - соответствия операций законным основаниям для их производства. Однако ревизионное дело не двигалось, так как не были устранены основные причины застоя - несовершенство местного счетоводства и отчетности и недостаток личного состава ревизионных учреждений.

В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений, ведавших финансами.

Делается новая попытка улучшить дело ревизии. В 1775 г. издается
"Учреждение для управления губерний Всероссийском Империи", которым устанавливались казенные палаты, в обязанность которых входило производство ревизий счетов губернских учреждений. Казенные палаты, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах.
Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся на уезды и в каждом уезде - свой уездный казначей - финансовый чиновник низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. Одновременно были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет (табель государственных доходов и расходов).

С установлением местных контрольных учреждений получает новую организацию и центральное учреждение контроля, создается (31 декабря 1779 г.) Экспедиция ревизии счетов "Которая проверяет, сличает и делает счет, сколько за расходами каких денег осталось, и вес ли оные состоят в целости". С созданием Экспедиции отпала необходимость в Ревизионной
Коллегии, которая была упразднена в 1781 г.

В конце столетия, в период правления Павла I, учреждается должность государственного казначея. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.

Все эти новшества преследовали собой решение одной важной задачи - окончательное формирование единой финансовой системы России.

К концу XIX века благодаря реформаторским усилиям отечественных патриотов-государственников в России сформировалась весьма разветвленная система губернских контрольных палат (61 палата с численностью около 4,5 тысячи человек). Всего же в государственном контроле того периода было задействовано около 8,5 тысячи человек. И что характерно: контрольные учреждения не находились в подчинении администрации губерний и других местных властей, а в случае обнаружения хищений, растрат или других уголовно наказуемых деяний органы государственного контроля инициировали вопрос о предании виновных суду и сами определяли сумму убытков, на которую распорядительное управление обязано было предъявить к обвиняемым иск в уголовном суде.

Государственный контроль до XIX века

|Год |Учреждение |Функции |
|1654 |Счетный приказ |Проверка раздачи полкового |
| | |жалования |
|1699 |Ближняя канцелярия |Аналитическая работа в области |
| | |финансов, армейских вопросов |
|1699–|Сенат в лице обер-комиссара |Контроль приходных и расходных |
| |сенатской канцелярии |операций губерний |
|1712 | | |
|1712 |Ревизионная коллегия |Счет всех государственных доходов|
| | |и расходов |
|1722 |Ревизионная коллегия |Счет всех государственных доходов|
| |переименована в Ревизионную |и расходов |
| |контору Сената | |
|1775 |Учреждение для управления |Производство ревизий счетов |
| |губерниями Всероссийской |губернских учреждений |
| |империи | |
|1779 |Экспедиция ревизии счетов |Контроль доходов и расходов |
| | |государства, сохранности денежных|
| | |средств |

2. Государственный финансовый контроль в России в период с X(X до 1917 г.

2.1. Министерство финансов

Следует отметить, что главной государственной организацией, регулирующей финансовый рынок на протяжении всего XIX - начала XX века, все же являлось Министерство финансов.

В начале XIX века произошло важное для России событие - была установлена новая система государственных исполнительных органов власти.
Россия перешла от коллегиального управления к министерскому. В 1802 г. подписывается манифест "Об учреждении министерств". Это стало начальным этапом министерской реформы Александра. Было создано 8 министерств с четким разделением между ними функций по управлению важнейшими отраслями государственной деятельности. Министерская система государственного управления, хотя и сильно измененная, просуществовала и до наших дней.

В соответствии с манифестом наряду с другими министерствами создается и министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако вскоре в структуре министерства финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры. Постепенно в компетенцию Министерства финансов были переданы практически все важнейшие вопросы, относящиеся к сфере управления хозяйством. Эта передача дел нередко становилась прелюдией реформ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.