Рефераты. Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов

4.                Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составляет 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% по отношению к 2008 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

5.                Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.

6.                Государственная пошлина. В 2008 году поступило 32,24 млрд. руб., в 2009 году – 34,49 млрд. руб., на 2010 год планируется 36,56 млрд. руб..

7.                Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составила 291,61 млрд. руб., в 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год прогнозируется ещё на 4,73 млрд. руб. [20].

Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей), объединим их в прочие доходы.


2.3 Дефицит и профицит государственного бюджета. Проблемы его сбалансированности


В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета, либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета. Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:

• сокращается привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета — сокращается привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

• предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

• увеличиваются расходы бюджета.

В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга [1].

Федеральный бюджет на 2007 год был принят по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 % (декабрь 2007 к декабрю 2006 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2007 году прогнозировалось в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей. Реальное исполнение составило по доходам в сумме 7 781 119 783,7 тыс.рублей, по расходам в сумме 5 986 561 831,4 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 1 794 557 952,3 тыс.рублей.

Федеральный бюджет на 2008 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 % (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года): прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей. Исполнение федерального бюджета составило: общий объем доходов - 9 275 931 310,1 тыс. руб., расходов - 7 570 878 924,0 тыс. руб. Профицит равен 1 705 052 386,1 тыс. руб.

Федеральный бюджет на 2009 год был принят исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года): прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 10 927 137 733,0 тыс. рублей, общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 024 654 998,3 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902 482 734,7 тыс. рублей. Исполнение федерального бюджета составило: общий объем доходов – 7 336,01 млрд. рублей, расходов – 9 662,15 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета составил 2 326,14 млрд. рублей.

Федеральный бюджет на 2010 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года): прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей; общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей; прогнозируемый дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей. По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-апрель 2010 года составило: объем поступивших доходов – 2 618,301 млрд. рублей, или 37,7% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; кассовое исполнение расходов – 3 062,913 млрд. рублей, дефицит составил – (-) 444,611 млрд. рублей, первичный дефицит – (-) 367,173 млрд. рублей [20].



Заключение


Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.

Так же Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


Библиографический список литературы


1.   Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. 687 с.

2.   Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 591 с.: ил. – (Учебник для вузов).

3.   Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 634с.

4.   Макроэкономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 319с.

5.   Бюджетный кодекс Российской Федерации // по БД «Консультант +»

6.   Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 448 с.

7.   Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-568 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.