Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:
. От резидентов . От нерезидентов
Административные платежи и сборы: . таможенные сборы; . прочие неналоговые таможенные платежи; . сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); . прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.
Штрафные санкции, возмещение ущерба: . поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; . санкции за нарушение порядка применения цен; . административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения; . суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.
Доходы от внешнеэкономической деятельности: . поступление средств от централизованного экспорта; . прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример – это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной собственности.
2. Структура расходов бюджет
По влиянию на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют: Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи. Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.
Предметный признак – все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов: - расходы на национальную безопасность; - расходы на научные иследования; - расходы на осуществление внешней политики; - финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др); - создание резервных фондов; - расходы на гос. управление; - расходы по обслуживанию государственного долга.
Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета
Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета, расходы местных бюджетов.
3. Функции государственного бюджета.
Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета. Согласно 1-ой функции делятся на: 1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика. 2. Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной фукнции является движение бюджетных ресурсов.
Согласно 2-ой классификации функции подразделябтся на: 1. Экономические – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры. 2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ. 3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление. 4. Функция межотраслевого и мерегионального перерапределиня ресурсов – поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей нарродного хозяйства. 5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.
4. Проблема бюджетного дефицита: теоретические концепции сбалансированности государственного бюджета.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.
Выделяют несколько причин этого явления: 1. Низкая эффективность общественного производства. 2. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в
1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет
РФ от нефтяных компаний) 3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам. 4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами. 5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.
В экономической теории существуют различные подходы к решению проблемы бюджетного дефицита. 1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.
В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативаные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).
Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике вцелом. Единственный выход в подобных ситуациях – это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений. 2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы. Проводя подобную полтитику, правительсво может столкнуться с рядом трудностей: - где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике; - периоды спада и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге сбалансированности бюджета добиться не удасться; - политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности бюджета.
3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом. Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.
Выводы: 1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2. 2. Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. 3. Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1- ой у бюджета - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2- ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной деятельности). 4. Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета: ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по экономическому циклу, концепция функциональных финансов. 5. Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета оказывают негативное влияние на экономику вцелом.
Глава 2.
Государственный бюджет РФ. 2.1. Структура бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: 1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ. 3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и районов).
Согласно БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (пример - консолидированый бюджет Омской области ).
Принципы бюджетной системы РФ:
Согласно БК (1) РФ в России действуют следующие принципы бюджетной системы:
1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12