Рефераты. Государственное регулирование национальной экономики

Объем государственного внутреннего долга по ГКО и ОФЗ в 2004 г. Составил 557,6 млрд. рублей, а в 2005 г. – 721,6 млрд. рублей.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, что чрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета, денежно-кредитной системы и международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного роста внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения. В то же время неблагоприятно может складываться и график платежей по внешнему долгу.

В условиях обременительного внешнего долга существенно подрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Бремя платежей по внешнему долгу усиливается в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения его реального курса.

Все это свидетельствует о необходимости управления внешним долгом. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно потому, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику России желательно отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:

внутренний и внешний долг постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;

большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних 10 лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;

отсутствует система долгового управления, т. е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня этим занимаются Минфин, Внешэкономбанк, Центральный банк;

погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение.

Правительство РФ стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствуют прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами.

Для совершенствования управления государственным долгом необходимо проведение следующих неотложных мер:

создание особого агентства по управлению государственным долгом с независимым статусом, принимающим решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления, допускающим согласованные и реалистичные бюджеты. Эти функции не могут выполнять ни Банк России, ни Минфин России. У них свои приоритеты, которые плохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом;

создание системы эффективного управления государственным долгом, минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста;

дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;

для сглаживания платежей в предстоящие годы осуществление опережающего погашения части долговых обязательств, приходящихся на 2004 – 2008 гг.

Эти действия государства будут не только способствовать снижению долгового бремени, но и повышать эффективность использования дефицитного финансирования, направляя кредиты и займы государства на развитие базовых для отечественной экономики отраслей и высоких технологий, а также на социальные нужды общества.


2.3 Кредитно-денежная политика России


Кредитно-денежная политика России в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег – увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту – снижение обменного курса рубля – повышение цен. Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы.

Эмиссия государственных обязательств под высокий процент (100 – 150% годовых), многократно превышающий норму прибыли в реальном секторе экономики, имеет своей целью покрытие бюджетного дефицита. В настоящее время этот резерв практически исчерпан.

Наращивание объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором.

Становление кредитно-денежной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным секторами экономики.

Развитие единой кредитно-денежной политики создаст условия для эффективного использования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального банка РФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Сегодня эти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В стадии формирования находится кредитная политика Центрального банка РФ, направленная на обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческих банков. Он включает, во-первых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме покупки у них векселей по устанавливаемой самим Центральным банком учетной ставке. Во-вторых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги. По ним устанавливается ломбардная ставка. Установление ставки учетного процента и ломбардной ставки представляет основу процентной политики государственного банка.

Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики.

Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов – базовых для устойчивого экономического роста. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России предполагается снизить темпы инфляции до 8 – 10% в 2004 г., 6,5 – 8,5 в 2005 г. и 5,7 – 7,5% в 2006 г.

На современном этапе Банк России продолжает проводить политику управляемого плавания валютного курса, так как в отсутствие законодательно оформленного и эффективно функционирующего стабилизационного фонда Правительства РФ переход на использование режима плавающего обменного курса может привести к его переоценке, что чревато большим ущербом для национальной промышленности. Кроме того, в условиях относительно высоких цен на нефть переход на плавающий обменный курс может вызвать резкое изменение относительной привлекательности активов, номинированных в российской и иностранной валюте.

По мере создания стабилизационного фонда Банк России будет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, yстановления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы – учетную ставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов – имеет спою специфику.

Ставка рефинансирования, применяемая в России, никогда не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулирования кредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использования банков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адресной основе отдельным отраслям, регионам, предприятиям.

С июня 2007 г. ставка рефинансирования составляет 10%. Фактически она существует номинально, поскольку Банк России практически прекратил выдачу кредитов по ставке рефинансирования, а потенциальные заемщики почти не подают заявок на их получение, так как ее уровень существенно превышает процентные ставки по денежным активам, получаемым по другим каналам финансового рынка. В результате предприятия лишаются возможности полностью списывать стоимость заимствований на себестоимость продукции, и вынуждены платить дополнительные налоги. Использование ставки рефинансирования носит также фискальный характер, поскольку пени за налоговые правонарушения составляют 1/300 действующей ставки рефинансирования.

Следовательно, в настоящее время ставка рефинансирования является лишь формальным индикатором процентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель постольку, поскольку его задает Центробанк. Реальныеоперации кредитования коммерческих банков Банком России со ставкой рефинансирования не связаны. Для придания ставке рефинансирования статуса реального макроэкономического показателя необходимо ее снижение до уровня, не превышающего нормальную доходность в экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.