Рефераты. Государственное ценовое регулирование

В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования.

В качестве принципов ценообразования определены: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании [7, с. 386].

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь “О ценообразовании” (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства [8].

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

- установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

- определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

- обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

- установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

- установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

- ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

- ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

- обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

- индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

- декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

- ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

- контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании [5, с. 47].

Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.


2  Себестоимость, как основной элемент цены


Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. В любой экономике предприятия и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены их затраты [5, с. 35].

Основным структурным элементом цены выступают издержки в форме себестоимости, которые обеспечивают простое воспроизводство всех компонентов производства (производственных фондов, рабочей силы, природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот).

Определение себестоимости единицы продукции предприятием-изготовителем в рамках действующего в республике законодательства представляет собой обязательный и один из самых ответственных этапов процедуры обоснования цены. Такое требование следует признать правомерным, поскольку в нестабильных экономических условиях, в условиях высокой степени монополизма производства это дает возможность в первую очередь обеспечить защиту потребителей.

Следует заметить, что в развитой рыночной экономике себестоимость не рассматривается как исходная база (отправная точка) при формировании цены, а представляет собой нижнюю границу возможного уровня цены, которая определяется, прежде всего, рыночными факторами. При этом различают долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цен. Долгосрочный предел показывает, какую цену нужно установить, чтобы возместить полную себестоимость продукции. Краткосрочный предел определяется частью полной себестоимости - суммой переменных затрат.

При калькулировании себестоимости затраты могут группироваться по различным признакам. Они делятся на основные и накладные, прямые и косвенные, переменные и постоянные, производственные и внепроизводственные (коммерческие). При всем различии признаков классификации эти группировки охватывают очень похожий набор затрат [3, с. 468].

Распределение затрат на основные и накладные осуществляется в зависимости от их участия в технологическом процессе. Основные затраты непосредственно связаны с технологией производства конкретного изделия и определяют характер его потребительских свойств. К накладным расходам относят затраты, обусловленные не созданием продукции, а обслуживанием и управлением производства.

Деление расходов на прямые и косвенные связано с особенностями включения расходов в себестоимость конкретного изделия. Прямыми называют расходы, которые по документам можно точно отнести или списать на производство товара. Косвенные (общепроизводственные или общехозяйственные и некоторые другие) невозможно непосредственно рассчитать на единицу продукции. Поэтому первоначально с помощью смет определяют их общую сумму в целом по предприятию за определенный период времени, а затем распределяют их по косвенным признакам (пропорционально какому-либо показателю прямых затрат) [6, с. 174].

Отнесение затрат к переменным или постоянным осуществляется в зависимости от характера их связи с объемом производства. В частности, переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему выпуска продукции (сырье, основные материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих). Постоянные или условно-постоянные затраты (связанные с управлением, обслуживанием производства) относительно стабильны и существенно не зависят от изменения объема выпуска продукции.

Распределение затрат на производственные и внепроизводственные осуществляется в соответствии с характером их участия в производстве и реализации товара. К производственным относят расходы, которые связаны с изготовлением продукции в соответствии с технологией и производственным процессом. Внепроизводственные (коммерческие) расходы возникают в процессе доведения товара до потребителя (тара и упаковка, маркетинговые расходы, реклама, транспортировка и некоторые другие) [8].

Важную роль в практике планирования играет классификация затрат по элементам и статьям расходов.

Сущность классификации по элементам состоит в том, что каждый элемент затрат включает однородные по экономическому характеру расходы, которые в совокупности составляют себестоимость. Такая группировка позволяет установить соотношение затрат живого и овеществленного труда, увязать планирование себестоимости с другими формами планирования (сырья и материалов, заработной платы, материально-технического обеспечения и др.). На основе этой группировки составляется смета затрат на производство. К числу основных элементов при этом относятся:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты [3, с. 470].

Суть классификации затрат по калькуляционным статьям заключается в том, что прямые затраты выделяются в отдельные самостоятельные статьи расходов в виде однородных экономических элементов, а косвенные отражаются в форме комплексных статей расходов. На основе такой группировки чаще всего исчисляется себестоимость единиц различных видов продукции при определении цен, особенно на крупных предприятиях.

В мировой практике используется два основных способа определения себестоимости: на основе полных и сокращенных затрат. Калькулирование по полным затратам (полной себестоимости) представляет собой включение всех затрат независимо от характера их происхождения в себестоимость единицы продукции. Такая система планирования затрат используется в практике отечественных предприятий и соответствует калькулированию по статьям расходов [6, с. 176].

За рубежом широкое распространение получили различные разновидности калькулирования по сокращенным затратам (неполной себестоимости), то есть по переменным затратам. При этом обоснованность затрат определяется следующим принципом: самая точная калькуляция себестоимости изделия не та, которая с помощью различных прямых и косвенных вычислений включает все расходы предприятия, а та, которая содержит конкретные затраты, непосредственно связанные с выпуском этой продукции [5, с. 100].

Учет и анализ затрат, управление стоимостью на основе постоянных и сокращенных (переменных) затрат начали широко применяться за рубежом с 50-х годов. Наибольшее распространение они получили в Великобритании, США (Direct-Costing-System - система учета прямых затрат), Германии (Deckungs-beitragsrechnung, Grenzkostenrechnung - система учета сумм покрытия или маржинального дохода).

Размер себестоимости продукции предприятия определяет размер его прибыли, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. Поэтому состав себестоимости в целях налогообложения во всех странах четко регламентируется государственными органами. Вместе с тем, в отличие от нашей в практике развитых зарубежных стран нет узаконенного порядка формирования затрат в ценообразовании. Как калькулировать себестоимость конкретного изделия, которая часто является коммерческой тайной, использовать фактическую, нормативную или плановую себестоимость, по полным или сокращенным затратам - все эти вопросы предприятие, фирма решает самостоятельно. Главное, чтобы цена оказалась привлекательной для покупателя, а, следовательно, рыночной и товар был продан [5, с. 101].

В отечественной практике полный перечень затрат, установленный в централизованном порядке в целях налогообложения, является также обязательным при калькулировании себестоимости изделия в ценообразовании. В основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость, отмечено, что перечень калькуляционных статей должен определяться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Однако следует заметить, что с отходом от отраслевой структуры управления национальной экономикой и в условиях расширения самостоятельности предприятий в последние годы планированию себестоимости была неоправданно отведена второстепенная роль.

При обосновании себестоимости в расчетах цен в калькуляционный лист включаются как экономически однородные элементы (сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих), так и комплексные (сборные) статьи, в совокупности учитывающие заработную плату других категорий работников, материалы, амортизацию (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие). Кроме непосредственно затрат, в условиях переходной экономики в себестоимость включается также целый ряд налогов и неналоговых платежей, необходимых для формирования различных фондов централизованных ресурсов [5, с. 101].

В соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов основой любой цены должна выступать плановая себестоимость продукции (услуги). В нее не должны включаться различные непроизводительные затраты, потери, убытки, расходы сверх установленных норм, платежи за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов, чтобы их не перекладывать на потребителей. В централизованном порядке определяются нормативы включения в себестоимость отдельных затрат (топливно-энергетических, на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров, командировочные расходы и некоторые другие). Включение в калькуляционный лист фактической себестоимости, а также отклонений фактических затрат от плановых дает возможность обнаруживать резервы снижения себестоимости на предприятиях, управлять затратами при производстве различных видов продукции.


3 Задача


Определить отпускную цену на гипотетическое изделие (услугу), с использованием данных, приведенных в таблице 1 и в соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь на момент выполнения контрольной работы.


Таблица 1.

Материалы, д. ед.

60

Покупные изделия и полуфабрикаты, д. ед.

38

Топливо и электроэнергия, д. ед.

45

Основная заработная плата, д. ед.

22

Дополнительная заработная плата, д. ед.

4,4

Налоги с фонда заработной платы, д. ед.


Общепроизводственные расходы, 150 % (с основной зарплаты)


Общехозяйственные расходы, 150 % (с основной зарплаты)


Амортизация, д. ед.

14

Земельный налог, д. ед.

1,7

Экологический налог, д. ед.

1,8

Рентабельность, %

30

НДС


Цена без НДС


Цена с НДС



Решение:

Определим:

1) налоги с фонда заработной платы:

(22 д. ед. + 4,4 д. ед.) × 35 % / 100 % = 9,24 д. ед.

2) общепроизводственные расходы:

22 д. ед. × 150 % / 100 % = 33 д. ед.

3) общехозяйственные расходы:

22 д. ед. × 150 % / 100 % = 33 д. ед.

4) себестоимость продукции:

60 д. ед. + 38 д. ед. + 45 д. ед. + 22 д. ед. + 4,4 д. ед. + 9,24 д. ед. + 33 д. ед. + 33 д. ед. + 14 д. ед. + 1,7 д. ед. + 1,8 д. ед. = 262,14 д. ед.

5) размер прибыли в цене товара:

262,14 д. ед. × 30 % / 100 % = 78,64 д. ед.

6) отчисления в единый фонд (3 %):

(262,14 д. ед. + 78,64 д. ед.) × 3 / (100 - 3) = 10,54 д. ед.

7) отпускную цену без НДС:

262,14 д. ед. + 78,64 д. ед. + 10,54 д. ед. = 351,32 д. ед.

8) сумму НДС:

351,32 д. ед. × 18 / 100 = 63,24 д. ед.

9) отпускную цену с НДС:

351,32 д. ед. + 63,24 д. ед. = 414,56 д. ед.

Ответ: 414,56 д. ед.


Список использованных источников

1.                Барабанов А. И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 1999.

2.                Маренков Н. Л. Цены и ценообразование. - М., 2000.

3.                Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.

4.                Соломатин А. Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения, учебник для ВУЗов, М.: ИНФРА-М, 2001.

5.                Ценообразование: Учебник / Под. ред. И. И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. - 303 с.

6.                Экономика гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / О. П. Ефимова, Н. А. Ефимова, Т. А. Олефиренко; под общ. ред. Н. И. Кабушкина. – 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2005. – 392 с.

7.                Экономика предприятий торговли. Учебное пособие / Н. В. Максименко и др.; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. - Мн. Вышэйшая школа, 2005.

8.                Журнал «Главный Бухгалтер. Ценообразование» № 9, 2007 г.

9.                Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 «Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов»


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.