Рефераты. Финансы организаций социальной сферы

Средства, выделяемые из общественных фондов потребления на здравоохранение, должны проходить через местные бюджеты. Конечно, это не исключает наличия крупных федеральных и региональных медицинских центров, финансируемых из соответствующих бюджетов. Но в общем объеме ресурсов удельный вес средств, выделяемых местными органами власти на развитие подведомственной сети медицинских учреждений, видимо, должен быть увеличен. В первую очередь это касается городских муниципальных образований. Несмотря на то что медицинские учреждения в основном располагаются на территории городов, значительное число больниц находится в ведении вышестоящих органов (областных и республиканских). В этих условиях городские администрации не отвечают за результаты их деятельности, за недостатки в обслуживании городского населения, что отрицательно сказывается на контроле за уровнем и качеством медицинского обслуживания, использованием средств, выделяемых государством на эти цели.

Подобная картина наблюдается и в отношении дошкольных учреждений, которые в настоящее время финансируются за счет средств всех бюджетов и подведомственны различным органам. Это ведет не только к экономическим потерям, выражающимся в распылении финансовых ресурсов на содержание учреждений, но и к осложнению социальных проблем, так как из-за недостаточного числа подведомственных местным администрациям дошкольных учреждений работники отраслей местного хозяйства не обеспечены услугами этих учреждений. Это, естественно, отрицательно сказывается на привлечении и закреплении кадров в этих отраслях.

Все это свидетельствует о том, что наиболее оптимальным каналом доведения средств общественных фондов потребления до населения являются местные бюджеты.

 

2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы


Необходимость повышения материального и культурного уровня населения нашей страны ставит новые задачи перед всеми отраслями социально-бытовой инфраструктуры, требует их развития и совершенствования.

Дальнейшее развитие сети предприятий социально-бытовой инфраструктуры пойдет по пути их количественного роста с целью удовлетворения потребностей населения, повышения качества его обслуживания, внедрения достижений научно-технического прогресса, рациональной организации сети предприятий социально-бытовой инфраструктуры в зоне застройки.

Особенность деятельности предприятий обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной основе, а часть — на бесплатной или льготной.

Бесплатное распределение материальных благ и услуг позволяет нашему обществу более направленно реализовать свои цели, активно вмешиваться в формирование структуры потребления. Бесплатные услуги в основном предоставляются за счет общественных фондов потребления и направляются населению по каналам местных бюджетов. Эти расходы связаны с финансированием жилищного хозяйства, здравоохранения и просвещения и т.д. Рост услуг указанных учреждений влечет за собой увеличение бюджетных расходов.

В перспективе будет наблюдаться увеличение платных услуг. Политика регулирования соотношения между платными и бесплатными услугами должна быть конкретной и последовательной. Поэтому необходимо исходить из конкретных исторических и экономических условий. Расширение бесплатных услуг при условии роста денежных доходов населения будет способствовать чрезмерному увеличению потребительского спроса, затруднит реализацию его денежных доходов. В то же время развитие только платных услуг может привести к нежелательным социально-экономическим последствиям, выражающимся в том, что размеры потребления платных услуг, а в конечном счете и всех услуг отдельными группами населения с различным уровнем доходов будут существенно отличаться; кроме того, может произойти общее снижение потребления услуг.

В ближайшие годы темпы роста платных услуг будут выше, чем бесплатных. Платные услуги будут развиваться в бытовом обслуживании, торговле, общественном питании и жилищно-коммунальном обслуживании населения. В то же время основная часть услуг здравоохранения, просвещения должна быть, на наш взгляд, традиционно бесплатной, т.е. финансироваться за счет бюджетных средств.

Важной частью социально-бытовой инфраструктуры являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства. От их работы зависят условия проживания в городах, а также успешная деятельность градообразующих предприятий, и в первую очередь промышленности.

Значение отраслей инфраструктуры определяется не только важностью их в экономике страны, но и тем, что они имеют широкие обратные связи с местными бюджетами. Из бюджета направляются ассигнования на развитие и содержание предприятий, но одновременно они участвуют в формировании доходов местных бюджетов.

К отраслям социально-бытовой инфраструктуры, имеющим двусторонние связи с местными бюджетами, относятся городской пассажирский транспорт, гостиницы, водопроводно-канализационное, банно-прачечное хозяйство. Во взаимоотношениях с ними местные, главным образом городские, бюджеты имеют в основном положительное сальдо.

Превышение доходами расходов наблюдается и во взаимоотношениях с водопроводно-канализационным, гостиничным хозяйствами. Так, поступления от гостиничного хозяйства в доходы городских бюджетов составляют в среднем 1,2% всех доходов, а ассигнования городских бюджетов в эту отрасль — лишь 0,01% общих расходов. Одной из наиболее рентабельных отраслей коммунального хозяйства, играющей значительную роль в формировании доходов городских бюджетов, является водопроводно-канализационное хозяйство. Платежи его предприятий в общем объеме доходов городских бюджетов превышают 3%. В то же время эта отрасль почти не требует бюджетных ассигнований на текущее содержание и покрывает эксплуатационные затраты за счет получаемых доходов.

Городской пассажирский электротранспорт убыточен и требует на свое содержание дотаций из городского бюджета. Если платежи транспортных предприятий составляют 0,5% доходов городских бюджетов, то средства, выделяемые из городских бюджетов на их содержание, — 1,7% всех расходов.

В то же время дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, освещение и другие, как правило, находятся на бюджетном финансировании и не вносят платежей в бюджет. При этом ассигнования из городских бюджетов на освещение занимают 1,2% общего объема расходов бюджетов, озеленение — 1,5, очистку территории — 1,3%.

Несмотря на рентабельность отдельных отраслей (водопроводно-канализационное хозяйство), финансовые взаимоотношения социально-бытовой инфраструктуры с бюджетом складываются не в пользу последнего. Многие отрасли не только не вносят платежи в бюджет, но и получают ассигнования на содержание (дорожно-мостовое хозяйство, освещение и т.д.). Кроме того, работа городского транспорта убыточна. Дотация на покрытие его убытков поглощает средства, поступающие из рентабельных отраслей.

Дотации из бюджета некоторым отраслям социально-бытовой инфраструктуры, продукция и услуги которых поступают непосредственно населению, имеют свои особенности. Поэтому проблему дотаций жилищно-коммунальному хозяйству следует рассматривать вкупе с такими вопросами, как действие в экономике закона стоимости, воспроизводства рабочей силы. Это позволит раскрыть и объяснить некоторые финансовые аспекты развития отраслей социально-бытовой инфраструктуры.

При товарно-денежных отношениях важнейшим регулятором является закон стоимости, в соответствии с которым производство и обмен товарами и услугами осуществляются на основе учета общественно необходимых затрат труда. Предприятия в процессе деятельности должны возмещать свои затраты на производство продукции и услуг путем реализации их на основе принципа эквивалентности. Эквивалентное возмещение предприятиями затрат живого и овеществленного труда осуществляется в соответствии с законом стоимости.

В соответствии с этим законом проводится и политика в области ценообразования. В основе устанавливаемых местными органами власти цен на некоторые виды продукции и услуг, реализуемые населению, лежат общественно необходимые затраты труда на их производство и реализацию. Однако в ряде случаев для решения экономических и социальных задач они, используя ценовой механизм, предусматривают цены на отдельные товары и услуги с отклонением от уровня издержек их производства. При этом, если цены и тарифы устанавливаются ниже уровня затрат, предприятиям-изготовителям, не покрывающим своих расходов, выдается дотация. Таким образом, дотация является одной из форм возмещения планово-убыточным предприятиям и отраслям их затрат в связи с проводимой политикой в области цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые населению. Выдавая таким отраслям дотацию из бюджета, местные администрации как бы санкционируют количественное несоответствие их затрат с общественно необходимыми.

Метод дотаций используется, например, при регулировании финансовых взаимоотношений таких отраслей, как жилищное хозяйство, городской пассажирский транспорт и др. Как уже отмечалось, размер доходов некоторых предприятий этих отраслей стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям — изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему им выделяется в необходимых размерах дотация. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением.

В основе такого положения несколько причин. Народное хозяйство — единый комплекс. Отрасли, производящие средства производства, и Отрасли, создающие предметы потребления и услуги, взаимно связаны и зависят друг от друга. Конечной целью производства средств производства является создание с их помощью предметов потребления и услуг. Стоимость средств производства переносится на стоимость потребительских товаров и услуг. Стоимость же последних влияет на уровень жизни населения, в том числе и занятого в производстве средств производства. Рост стоимости предметов потребления и услуг вызывает необходимость увеличения затрат на воспроизводство рабочей силы.

Воспроизводство рабочей силы обеспечивается набором благ и услуг, которые способствуют жизнедеятельности человека как производительной силы.

В условиях урбанизации актуальность этого положения еще более возрастает. Город стал основным местом обитания человека, и роль жилищно-коммунального хозяйства в жизнеобеспечении человека еще более возросла. Нельзя себе представить существование человека в современном городе без определенных жилищных условий: обеспечения жилища водой, топливом, электроэнергией и т.д. С ростом городов все активнее влияют на производительность труда работника, его свободное время и, следовательно, на возможности к самосовершенствованию и дальнейшему развитию как личности и как работника услуги предприятий городского пассажирского транспорта. Известно, что с недостаточным уровнем развития городского пассажирского транспорта связано такое явление, как транспортная усталость работников, а значит, и уровень производительности их труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.