2.2 Государственное регулирование финансового рынка РФ
Государственное регулирование финансового рынка РФ осуществляет несколько структур. Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России, который устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций; лицензирует кредитные организации; регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций; организует регулирование и валютный контроль.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
ФСФР разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.
Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.
Указом Президента РФ от 17.10.2008 № 1489 был создан Совет при Президенте по развитию финансового рынка РФ как совещательный орган. Основными задачами Совета являются: рассмотрение вопросов, связанных с развитием финансового рынка и обеспечением его стабильности, а также оценка эффективности принимаемых в этой области мер; подготовка предложений Президенту по защите прав инвесторов и предотвращению кризисов на финансовом рынке, дальнейшему развитию финансового рынка и обеспечению его стабильности; проведение по поручению Президента экспертизы проектов федеральных законов, касающихся развития финансового рынка и обеспечения его стабильности и др.
В системе регулирования РФ негосударственные структуры - объединения профессиональных участников - еще не играют такой важной роли, как за рубежом. Наиболее активно функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) - добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках существующего законодательства. Саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.
Основными саморегулируемыми организациями на российском рынке ценных бумаг являются: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная фондовая ассоциация (НФА); Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД и др.
Банки РФ объединяют две основных ассоциации - Ассоциация региональных банков России, созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.
Самый крупный из союзов страховщиков - Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности.
В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое.
В последние годы в России много делается для развития финансового рынка и приближения его по уровню организации к развитым рынкам. В частности, это касается повышения доверия инвесторов к финансовым институтам, снижения кредитных рисков, системы ценообразования.
2.3 Повышение доверия инвесторов
В целях защиты прав вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе и стимулирования привлечения сбережений населения в 2003 г. был принят Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (№ 177-ФЗ) в целях: защиты прав вкладчиков банков РФ; укрепления доверия к банковской системе; стимулирования привлечения сбережений населения.
Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. Банк считается участником системы со дня его постановки на учет до дня снятия с учета. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств: отзыв у банка лицензии ЦБ на осуществление банковских операций или введение ЦБ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 700 000 руб.
Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке в сумме свыше 700 000 руб., возмещение выплачивается по каждому пропорционально размеру. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Размер возмещения рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу в банке на конец дня наступления страхового случая.
Для минимизации рисков банков и других кредиторов при предоставлении ими кредитов и займов и соответственно снижения стоимости кредита для добросовестных заемщиков в РФ в 2005 г. начала создаваться система «Бюро кредитных историй». Закон «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218- ФЗ определил понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй; регламентировал деятельность бюро кредитных историй; установил особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.
Закон непосредственно касается отношений, которые возникают между заемщиками и организациями, заключающими с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита). При предоставлении займа информация передается в бюро кредитной истории только с согласия заемщика. Бюро при рассмотрении вопроса о предоставлении займа может обеспечить кредиторов информацией, характеризующей добросовестность заемщика.
Кредиты могут предоставляться только организациями, имеющими статус кредитных и традиционно выступающими в качестве финансовых посредников. Согласно ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Рынок кредитов преимущественно обеспечивается в РФ коммерческими банками. Поэтому кроме ГК РФ кредитные операции регулируются Законом «О банках и банковской деятельности» 1990 г. в редакции Федерального закона 2009 г. и Законом «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.
Минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии в территориальное учреждение Банка России должен составлять сумму, эквивалентную 180 млн. рублей.
В последние годы рынок кредитов активно развивался. На 1 января 2008 г. в Российской Федерации действовало 1136 кредитных организации с 3455 филиалами.
Объем рынка кредитов и его структуру иллюстрирует приложение. Как можно видеть из таблицы, объемы кредитов, предоставляемые всем видам заемщиков, неуклонно возрастали на протяжении 2006 – 2008гг.
Для предоставления кредитов коммерческие банки должны привлекать средства физических и юридических лиц и таким образом обеспечивать формирование своих финансовых ресурсов. Следовательно, обратной стороной рынка кредитов является рынок депозитов. Для привлечения средств на срок или до востребования банк может заключить договор банковского вклада (депозита).
В соответствии с ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренном договором.
Для хранения средств клиентов, необходимых для обеспечения их текущей деятельности, заключается договор банковского счета. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Объем рынка депозитов и его структуру иллюстрирует приложение. Как можно видеть из таблицы, объемы банковских вкладов как физических, так и юридических лиц также возрастали на протяжении 2006 – 2008гг.
Россия, как страна, обладающими собственными значительными запасами и месторождениями драгоценных металлов, имеет практически все необходимые предпосылки для развития внутреннего рынка драгоценных металлов. В последние годы на создание рынка оказали положительное влияние такие факторы, как: формирование основных участников рынка; рост объемов добычи металлов и соответственно рост предложения; приток иностранных инвестиций в добывающую отрасль; увеличение промышленного потребления; повышение спроса со стороны частных инвесторов; формирование цены на металлы с учетом конъюнктуры мирового рынка.
В РФ более развит первичный рынок, основными участниками которого выступают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности. На вторичном рынке наибольшее развитие получили межбанковский, оптовый и экспортный рынки. В стадии развития находится розничный сектор, а биржевой только формируется.
Субъекты добычи и производства драгметаллов представлены на первичном рынке предприятиями золотоплатиновой промышленности. В качестве институциональных инвесторов выступают государственные органы в лице государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России, специально уполномоченных банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6