Рефераты. Финансовые отношения на предприятиях

Объектом финансового анализа считаются финансовые отношения и потоки. [6, с.185]

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Вторую группу пользователей составляют: аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. Все они должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности.

Предмет финансового анализа – эффективность вложения капитала; объемы прибыли, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия и т.п. [9, с.567]

Целью анализа является формирование объективной основы:

-    для достоверной оценки финансового состояния предприятия;

-    принятия адекватных управленческих решений в сфере финансов предприятия;

-    выявления и предупреждения негативных явлений в деятельности предприятия. [6, с.185]

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. [8, с.353]

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации (периодическая бухгалтерская и финансовая отчетности); необходимо аналитическое прочтение данных, исходя из целей анализа и управления.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и др. решений, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. [9, с.569]

Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

Для проведения финансового анализа используются методы, которые можно применять на всех предприятиях без учета отраслевой принадлежности, организации управления и формы собственности. Все они имеют количественную и качественную сторону осуществления финансового анализа.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

·     Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

·     Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

·     Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. [6, с.187]

Основные методы анализа финансовой отчётности:

-    Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

-    Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

-    Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

-    Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

-    Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

-    Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель. [8, с.357-359]

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем. [5, с.54]

Основными функциями финансового анализа являются:

·     объективная оценка финансового состояния объекта анализа;

·     выявление факторов и причин достигнутого состояния;

·     подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

·     выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния, и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия (субъектов анализа) о состоянии интересующих их объектов. [9, с.570]

Взаимосвязь финансового и производственного анализа.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, которая состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов – финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Это же порождает деление анализа на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самого предприятия является несколько условным, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками и государственными органами. Анализ на основе только отчетных данных содержит весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия и не позволяет раскрыть всех секретов фирмы. [9, с. 572]

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

-    множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

-    разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

-    наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

-    ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

-    ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;

-    максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

1)  анализ абсолютных показателей прибыли;

2)  анализ относительных показателей рентабельности;

3)  анализ финансового состояния рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

4)  анализ эффективности использования заемного капитала;

5)  экономическая диагностика финансового состояния предприятия.

[9, с. 573]

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и прочие.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.

В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета. [8, с. 355]

Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле над их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.