Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.[10]
Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.[11]
Таблица 1
Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2000 – 2004 года.
Показатели
2000[12]
2001[13]
2002[14]
2003[15]
2004[16]
Доходы, млн. руб.
1103217,0
1193482,9
2125718,2
2417791,8
2742850,4
Расходы, млн. руб.
1014196,3
1947386,3
2345641,4
2659447,0
ВВП, млрд. руб.
6820
7750
10950
13050,0
15300
Таблица 2
Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2005 – 2007 года.
2005[17]
2006[18]
2007[19]
4979 756,6
5046137,5
6 965 317,2
3 539 450,6
4270114,7183
5 463 479,9
21000
24 380
31 220
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):[20]
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):[21]
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351 908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348 321 434,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500 000,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
На основе этих данных составим таблицу.
Таблица 3
Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2008 – 2010 года.
2008
2009
2010
Доходы, тыс. руб.
6 644 447 448,0
7 465 446 753,0
8089 965 207,0
6 570 297 744,0
7 451 153 801,8
35 000,0
39 690,0
44 800,0
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги — это одно и то же, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?
Термин finansia возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс, отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.
Денежные отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится "самоцелью".
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП стран с рыночной экономикой.
Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.
Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С, помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами.
1. Бюджетный кодекс. Часть 2
2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1
3. ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1
4. ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1
5. ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1
6. ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1
7. ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1
8. ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1
9. ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1
10. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
11. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
12. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2006
13. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - М., Высшая школа, 2000
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007
15. Финансы./Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006
16. Экономика.// Под ред. Булатова А.С. - М., Экономика, 2002
[1] Экономика.// Под ред. Булатова А.С. - с. 782.
[2] Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - с. 32
[3] Финансы./Под ред. А.М. Ковалевой. – с.24
[4] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157
[5] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.98
[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.99
[7] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157
[8] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- С.100
[9] Финансы. Денежное обращение. Кредит// Под ред. Поляка Г.Б. – с. 99
[10] Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с. 394
[11] Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с.395
[12] ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1
[13]ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1
[14]ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1
[15] ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1
[16] ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1
[17] ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1
[18] ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1
[19] ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1
[20] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
[21] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
Страницы: 1, 2, 3, 4