Рефераты. Экспортный потенциал и структура внешней торговли России.

Стоит подвести итог вышесказанному: российская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.

3.2 Цели, задачи и результаты развития финансового рынка в Российской Федерации

Развитие финансового рынка в России на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. В связи с недавними потрясениями в виде экономического кризиса, развитие его значительно замедлилось.

Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.

Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию[17].

Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.

Во-первых, в мировой практике создание «финансовой пирамиды» только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).

Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятных условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.

В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду некоммерческого характера такой деятельности. Нынешний уровень банковского процента за пользование кредитом позволяет рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также производственным предприятиям, полностью ориентированным на экспорт. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности.

Для развития финансового рынка и определения его перспектив, была создана программа «Стратегия развития финансового рынка РФ[18]» Первая часть проекта Стратегии определяет цели развития финансового рынка в увязке с целями проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Основная цель Стратегии - превратить финансовый рынок в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора, создав одновременно условия для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем. Для этого потребуется существенно снизить инвестиционные риски и транзакционные издержки привлечения капитала на российском финансовом рынке; существенно расширить инструментальную базу финансового рынка; укрепить доверие к институтам финансового рынка, обеспечить прозрачность совершения сделок с российскими активами.

Главными направлениями государственной политики по реализации целей Стратегии в среднесрочной перспективе являются:

1.Создание необходимых предпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии.

2.Снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.

3.Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов. Снижение инвестиционного риска на финансовом рынке.

Так же одним из главных пунктов данной Стратегии является повышение доступности финансовых услуг, которые на данном этапе жизни нашей страны недостаточно развиты.

Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.

3.3 Прогнозное планирование развития финансового рынка в России

В нашей стране несмотря на неустойчивость и проблематичной экономики продолжает неизменный рост и развитие финансового рынка.

В начале 2009 года, различными пресс-центрами была опубликовано прогнозное планирование развития финансового рынка в Российской Федерации.

Ряд мер, предлагаемых в документе, может вознести фондовый рынок на небывалую высоту, считают его разработчики. Но достичь роста капитализации за 12 лет в 15 раз - задача непростая.

Условия развития мирового финансового рынка осложнились в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Текст стратегии развития финансовых рынков готовился уже давно, когда фондовый рынок находился в расцвете, так что амбициозные планы, прописанные в стратегии, после коллапса фондового рынка в 2008 году стали амбициозными в квадрате.

Например, согласно прописанным в стратегии целевым показателям развития финансового рынка РФ, капитализация публичных компаний должна к 2020 году составить 170 трлн. рублей против 32,3 трлн на 1 января 2008 года. То есть тогда планировалось, что за ближайшие 12 лет капитализация вырастет более чем в 5 раз. Но после сокрушительно падения, произошедшего в 2008 году, рынку, чтобы достигнуть нужных показателей, нужно вырасти примерно в 15,5 раз по сравнению с нынешним состоянием. Эти темпы соответствуют средней доходности в 25% годовых в течение ближайших 12 лет[19].

Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.

В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период[20]..

До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:

·                    внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

·                    расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

·                     создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

·                    повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

1.           унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

2.           создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.