Рефераты. Бюджетные дефициты: виды, причины образования, способы финансирования p> Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает

«здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

a. СПОСОБЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

Большинство бюджетов бюджетной системы РФ сводится с дефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются: o Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. o Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от10 до

20%; o Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и ужесточение налогооблажения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньоранж» (печатанье денег).

Однако «сеньоранж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоранжа» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать

Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.

Статьей 167 проекта Бюджетного Кодекса в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета называются внутренние и внешние заимствования.

Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством

РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешними заимствованиями федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи ценных бумаг субъектов РФ; кредитов, полученных органами исполнительной власти субъектов РФ; ссуд, полученных от федерального и других бюджетов.

Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета субъектов РФ могут иметь форму облигаций субъектов РФ, размещаемых на зарубежных рынках и номинированных в иностранной валюте; кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций. В целом проект

Бюджетного Кодекса обобщает уже имеющуюся практику.

Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.

Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:
. Развитие экономики;
. Реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
. Совершенствование налоговой системы и системы межбюджетных отношений;
. Усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;
. Глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и др.;
. Четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.

5. ТРИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы.

Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы.

Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема.

Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный.

Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.

Такая политика предполагает: o Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны; o Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия; o Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в

ФРГ = 14, в Японии – 15,6, в Бельгии – 25,1, в Италии – 25,5, в

Греции - 31,2%.[3]

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине

90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Что касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития.

Ситуация в самом начале экономических преобразований была плачевной. С разрушения командно-административной системы нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета бывшего

СССР достиг почти 20% ВНП. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три квартала 1991 г. Рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до

1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги

(видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 г. Дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом уровне – 10,8%.

Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии

Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995-

1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции к существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в Государственную задолженность. Место кредитов

Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в

1994г. внутренние и внешние займы составляли 21,5% реальных бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 г. Они достигли

68,7%. Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства увеличилось за этот период с 10% до более трети

(около 19% - за счет прироста внутреннего долга, около 16% - внешнего).

В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП.

Некоторый рост производства возможен, но повышение его эффективности (выработки на одного занятого) представляется маловероятным; неизбежна новая инфляционная волна со всеми ее деструктивными последствиями. Подобные меры ведут к нарастанию долгового бремени, использованию национального дохода без учета потребности в модернизации потенциала. В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП. Бюджетное финансирование возрождает практику «раздачи» госкредитов и прочих льгот.

6. В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДЕПРЕССИИ.

Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы перекладываются на детей и внуков. Корректный подход обязывает, однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в пользу финансирования перспективных программ, могут способствовать экономическому росту и совершенствованию технологий. Разумеется, последнее относится только к производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения вполне могут участвовать в их финансировании.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

«СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА» Лекционный курс

Ростов-на-Дону, изд. «ФЕНИКС» 2000г.

_______________________________________________

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

М.К.Бункина

Москва, изд. «ДЕЛО» 1997г.

_______________________________________________

«БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова

Москва, изд. «ПЕРСПЕКТИВА» 1998г.

_______________________________________________

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

В.М.Родионова , Ю.А.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.

ФИНАНСЫ, 1994г.

_______________________________________________

Учебник по основам экономической теории

ВД.Камаев и др.

_______________________________________________

Бюджетный Кодекс ст. 167

-----------------------
[1] Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. и др. Финансы. /Под ред.
В.М.Радионовой.

- М.: Финансы и статистика, 1994- - с.252


[2] Там же.
[3] Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории.

-----------------------

1. Областной бюджет

2.1. Городские бюджеты

3.1. Районные бюджеты

3.2. Бюджеты городов районного подчинения

2.2. Бюджеты городских районов

3.3. Бюджеты сел, поселков и др. населенных пунктов

3. Бюджеты районов области

2. Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

ОБЛАСТИ

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

Федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ)

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов)

Региональные бюджеты

Местные бюджеты

Схема 2.

Схема 1


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.