Рефераты. Бюджетная политика РБ p> 1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь


Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.
Вообще, в разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально- административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства.
Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.
В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.
В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.
Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.
Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.
Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.
Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей республики и специальных законах: « О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь


Итак, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
В целом, основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются следующим образом:
Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

В нижеприведенной таблице № 1 отражаются данные о госбюджете в млрд. бел. рублей: доходы, расходы и баланс госбюджета в абсолютном выражении и в процентах к ВВП.
Таблица № 1: Государственный бюджет.1


| | Расходы, |Баланс бюджета |
|Доходы, |Всего % от |Всего % от |
|Всего % от ВВП |ВВП |ВВП |
|1991 |26 |24 | 2 |
| |30,3 |27,9 |2,3 |
|1992 |296 |314 |-18 |
| |32,9 |34,9 |-2,0 |
|1993 |3623 |4168 |-545 |
| |37,4 |43,0 |-5,6 |
|1994 |6493 |7111 |-618 |
| |37,8 |41,4 |-3,6 |
|1995 |35468 |38756 |-3288 |
| |30,5 |33,3 |-2,8 |
|1996 |50669 |54315 |-3646 |
| |27,5 |29,5 |-2,0 |
|1997 |112886 |120832 |-7946 |
| |32,7 |35,0 |-2,3 |
|1998 |239547 |246636 |-7089 |
| |37,2 |38,3 |-1,1 |
|1999 |683783 |717311 |-33528 |
| |36,5 |38,3 |-1,8 |

Законом РБ «О бюджете РБ на 2000 год» был утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей.2 Предельный размер дефицита бюджета на 2000 год был установлен в сумме 118 495 357 тыс. рублей.
Вообще, оценивая бюджет на 2000 год, становится очевидным, что правительство вносит некоторые коррективы в экономическую политику и несколько по-иному определяет приоритеты своих действий в текущем году. В прошлые годы основной акцент делался на росте объемных показателей – ВВП, промышленного производства, инвестиций. И эти показатели, например, в 1997 году были достаточно высоки. В меньшей степени уделялось внимание финансовой стабилизации. Росла инфляция, курс национальной валюты падал, и как следствие – начали снижаться объемные показатели, темпы роста денежных доходов населения.
В нынешнем же бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности. Бюджет на 2000 год предполагает сравнительно небольшой рост ВВП (2 – 3 %), промышленного производства, инвестиций в основной капитал. Еще в меньшей степени закладывается рост объема внешней торговли – 1 - 2 %, реальных денежных доходов населения – 1 %.
Заявленное сдерживание инфляции должно привести по официальному прогнозу к
160 – 180 % в год ( или 4 – 5 % в месяц). Собственно, так планировалось и в
1999 году, но данные показатели не были достигнуты.
Существует мнение, согласно которому Закон о бюджете на 2000 год (как, впрочем и на предыдущие годы), не является серьезным инструментом нашей экономической политики. Это скорее всего, технический документ, который важен для Министерства Финансов, чтобы более менее сбалансировано проводить финансирование секторов экономики.1
Существует вероятность того, что бюджетная политика в 2000 году, будет такой же, как и в 1999 году. Т. е., инфляционные деньги вновь заполнят бюджет, а реальное положение дел с доходами населения, занятого в бюджетной сфере, финансирование социальных программ пойдут по привычной спирали: рост цен – индексация доходов – рост издержек производства – опять рост цен.
Для того, чтобы ситуация изменилась в нынешнем году, необходимо: обеспечить приток свободных средств в банковскую систему и доходность ценных бумаг, которая была бы значительно выше уровня инфляции. Оба эти условия сейчас, к сожалению отсутствуют.
И все же, заметно, что при подготовке бюджета 2000 года правительство несколько по-иному подошло к выбору приоритетов, сделав основной упор не на достижении максимальных количественных показателей роста экономики, а на обеспечении прежде всего, финансовой стабилизации. И пусть заложенные в прогнозе показатели далеки от того, чтобы действительно говорить о стабилизации, тем не менее, в этом направлении сделан важный шаг.

1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь

Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в
Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов
СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином
РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят
Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.