Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011–2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 16,8% в 2013 году (таблица 2).
Таблица 2. Динамика доходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
проект
2011 год
2012 год
2013 год
Доходы, всего
9 275,9
7 337,8
7 860,9
8 844,6
9 503,5
10 379,9
в %% к ВВП
22,4
18,8
17,4
17,6
17,0
16,8
в том числе:
Нефтегазовые доходы
4 389,4
2 984,0
3 737,2
4 090,0
4 390,0
4 653,2
Ненефтегазовые доходы
4 886,5
4 353,8
4 123,7
4 754,6
5 113,5
5 726,7
Темпы прироста доходов к предыдущему году, %
19,2
-20,9
7,1
12,5
7,5
9,2
51,5
-32,0
25,2
9,4
7,3
6,0
0,1
-10,9
-5,3
15,3
7,6
12,0
Доля в общем объеме доходов, %
100,0
47,3
40,7
47,5
46,2
44,8
52,7
59,3
52,5
53,8
55,2
Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1–9,3% к ВВП.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011–2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011–2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011–2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП.
В номинальном выражении в 2011–2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).
Таблица 3. Динамика расходов федерального бюджета, млрд. рублей
Расходы (предельный объем)
7 570,9
9 660,1
10 232,8
10 658,6
11 237,9
12 175,6
%% к ВВП
18,3
24,7
22,7
21,2
20,1
19,7
в том числе условно утверждаемые
419,3
798,4
%% к общему объему расходов
3,7
6,6
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей
1 584,3
2 089,2
572,7
425,8
579,3
937,7
% (в номинальном выражении)
26,5
27,6
5,9
4,2
5,4
8,3
% (в реальном выражении)
11,6
17,3
– 1,9
– 2,2
– 0,5
2,7
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010–2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010–2013 годах не планируются.
Средства Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2011–2013 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан, что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для финансового обеспечения устойчивости пенсионной системы.
Таким образом, в связи с исчерпанием Резервного фонда и реализацией взвешенной политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации, прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 4):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7