(1.3)
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.
Срок окупаемости инвестиций (РР) предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций (1.4).
, (1.4)
В сводку технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства в ходе инвестирования в него средств также включаются:
а) коэффициент использования парка транспортных средств по времени (1.5):
;(1.5)
где Fфакт - число часов фактической работы парка транспорта за период;
Fэф – эффективный фонд времени работы парка транспорта за период
б) коэффициент использования пробега (1.6):
;(1.6)
где Lгр - расстояние, пройденное транспортом с грузом за период, км;
Lобщ – общий пробег транспорта с грузом и порожняком, км.
себестоимость 1 машино-часа работы транспортных средств (1.7):
;(1.7)
где Зп – расходы на заработную плату обслуживающего персонала с начислениями за период, д.е.;
А – амортизация оборудования за период, д.е.;
Р – расходы на текущий ремонт и обслуживание оборудования, д.е.;
Т – стоимость потребленного топлива и прочих энергоносителей, д.е.;
М – затраты на расходные материалы (смазочные, обтирочные и т.д.), д.е.;
Пр – прочие расходы, д.е.
в) себестоимость перевозки 1 т груза (1.8):
;(1.8)
где Qч – масса грузов, перевозимых транспортными средствами за 1 час, т.
г) себестоимость 1 рейса (1.9):
;(1.9)
д) расходы энергии (топлива) и смазочных и обтирочных материалов (по нормам и отклонениям от них).
Анализ представленных показателей, позволяет выявить отрицательные стороны управления транспортным хозяйством с целью его оптимизации.
Реализация проекта – выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей, производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта.
Таким образом, в транспортном хозяйстве предприятий до сих пор нет полной ясности, какие виды транспорта в большей степени подходят для функционирования в новых условиях хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на формирование разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм собственности.
Как отмечено ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении привлечения средств на транспорт.
Любому инвестиционному вложению, в частности в развитие автопарка предприятия, предшествует создание инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий, который направлен на обоснование эффективности вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды.
Обобщая сказанное, отметим также, что транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс страны. В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
По предварительным данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг в январе-ноябре 2010 г. составил 2,8 млрд. у. е., что на 29,5% выше уровня аналогичного периода 2009 г. Перевозки грузов составили 2,3 млрд. у. е., (темп роста 128,1%), перевозки пассажиров – 205,4 млн. у. е. (темп роста 145,3%).
Характеризуя зарубежный опыт управления транспортным хозяйством, следует отметить его инвестиционную направленность и дерегулирование.
Основной задачей транспортного хозяйства предприятий Республики Беларусь в нынешних условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных системы средств, нормирования.
Глава 2. Анализ организации работы автопарка в СПК имени Ленина
2.1 Технико-экономическая характеристика хозяйства
СПК «Имени Ленина» – коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются выращивание элитных сортов пшеницы, подсолнечника, кукурузы и прочих зерновых и кормовых культур и мясомолочное производство.
СПК «Имени Ленина» расположен в Гомельском районе Гомельской области, на территории четырех населенных пунктов протяженностью более 20 км. Центральная усадьба находится в д.Поколюбичи, – это в трех километрах от областного центра.
История СПК «Имени Ленина» началась в 1929 году, когда на базе общественных земель сельскими активистами д. Поколюбичи было организовано коллективное хозяйство «Красная нива». В 1931 году колхозу было присвоено имя Ленина. В августе 1939 года колхоз «Имени Ленина» экспонирует свою продукцию в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В июне 2007 г. решением Гомельского областного исполнительного комитета №460 СПК «Имени Ленина» был зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400201108.
Также в 2007 г. СПК «Имени Ленина» включен в число шестидесяти валообразующих предприятий сельского хозяйства Республики Беларусь: перед коллективом колхоза были поставлены задачи по ускоренному наращиванию производства молока, мяса, продукции растениеводства. В связи с чем, рассмотрим основные результаты финансово-хозяйственной деятельности СПК «Имени Ленина» за три года, начиная с 2007 г. (таблица 2.1).
Источник информации – данные формы №6-АПК «Валовая продукция и затраты на производство» за 2008-2009 гг., данные отчёта по труду и движению работников за 2008-2009 гг., данные отчёта о прибылях и убытках.
Из данных таблицы 2.1 видно, что выпуск продукции в фактических ценах за 2009 г. составил 4732 млн р. Это на 29,8% больше, чем годом ранее. В свою очередь, стоимостной объём выпуска продукции за 2007 г. равнялся 3364 млн р.
Среднесписочная численность работающих в СПК «Имени Ленина» в 2007г. составляла 299 чел., из них 286 работают в основной деятельности, где чуть более 200 чел. – рабочие. В 2008г. происходит сокращение численности работающих на 34 чел. в разрезе основных работников, из них 26 рабочих. В 2009г. кроме 34 работников основного производства, число работников неосновной деятельности становится меньше на 4 чел. В целом, рабочие основной деятельности СПК «Имени Ленина» составляют около двух трети всего персонала СПК «Имени Ленина» в течение анализируемого периода.
Таблица 2.1
Сведения о финансово-хозяйственной деятельности СПК «Имени Ленина»
Показатели
Годы
Отклонение (+/-)
Темп
изменения, %
2007
2008
2009
2008 от 2007
2009 от 2008
2008 к 2007
2009 к 2008
А
1
2
3
4
5
6
7
1.Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего млн р.
3847
4117
4665
270
548
107,0
113,3
В том числе
- растениеводства
2271
1815
1957
-456
142
79,9
107,8
- животноводства
1576
2302
2708
726
406
146,1
117,6
2.Валовая продукция в фактических ценах
3364
3645
4732
281
1087
108,4
129,8
Среднесписочная численность работников, чел.
282
317
239
35
-78
112,4
75,4
3.Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.
286
252
218
-34
88,1
86,5
В том числе:
- среднесписочная численность рабочих
212
182
155
-30
-27
85,8
85,2
4.Среднегодовая выработка, млн р.
- на 1 работника
11,8
14,5
21,7
2,7
7,2
122,9
149,7
- на 1 работающего
15,9
20
30,5
4,1
10,5
125,8
152,5
5.Выручка от реализации продукции за вычетом налогов и сборов, млн р.
2161
4847
3565
2686
-1282
224,3
73,6
6.Полная себестоимость реализованной продукции, млн р.
1983
2739
4225
756
1486
138,1
154,3
7.Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн р.
178
2108
-660
1930
-2768
1184,3
-31,3
- рентабельность продаж, %
8,2
43,5
-18,5
35,3
-62,0
-
- рентабельность расходов, %
9,0
77,0
-15,6
68,0
-92,6
5. Чистая прибыль (убыток), млн р.
605
2162
598
1557
-1564
357,4
27,7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10