Таким образом, как показали расчеты в таблице 2.4, оба фактора (и объем продаж и цены) повысили прибыль от продаж, что является положительным моментом. Результаты факторного анализа представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Результаты факторного анализа прибыли от продаж в ОАО «Жилкомсервис»
Факторы изменения прибыли от продаж
Оценка влияния факторов на изменение прибыли от продаж, тыс. р.
1.Общее изменение прибыли от продаж
303
в том числе, за счет изменения:
- объема продаж
228
- цен
75
Расчеты показали, что прибыль от продаж возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Это увеличение вызвано ростом объема продано продукции (работ, услуг), данный факторов повысил прибыль на 228 тыс.р. В свою очередь изменение цен повысило прибыль на 75 тыс. р., но влияние этого фактора оказалось менее существенным.
Прибыль от продаж зависит от рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала и от величины оборотного капитала. Расчет влияния названных факторов на изменение прибыли от продаж выполним с использованием метода цепные подстановки (таблица 2.6). Необходимые данные содержатся в бухгалтерской отчетности предприятия (приложения Б, В, Г, Д).
Таблица 2.6
Расчет влияния уровня рентабельности, оборачиваемости активов на изменение прибыли от продаж в ОАО «Жилкомсервис» за 2009г
Показатели
Начало года
Конец года
Изменение
1.Выручка от продаж, тыс. р.
31407
32271
864
2.Прибыль от продаж, тыс. р.
345
648
3.Остатки оборотного капитала, тыс. р.
6663
7322
659
4.Рентабельность продаж
(с.2 / с.1), коэффициент
0,011
0,020
0,009
5.Коэффицент оборачиваемости (с.1 / с.3)
4,714
4,407
-0,307
6.Прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения:
а) рентабельности продаж
б) коэффициента оборачиваемости
в) остатка оборотного капитала
Х
283
-41
61
7.Баланс отклонений
1) Первая подстановка – рентабельность продаж фактическая, другие показатели базисные:
Ппр = 0,020 * 4,714 * 6663 = 628 тыс. р.
DПр = 628 – 345 = 283 тыс. р.
2) Вторая подстановка – рентабельность продаж фактическая, коэффициент оборачиваемости фактический, остатки оборотного капитала базисные:
Ппр = 0,020 * 4,407 * 6663 = 587 тыс. р.
DПр = 587 – 628 = -41 тыс. р.
3) Третья подстановка – все показатели фактические:
Ппр = 0,020 * 4,407 * 7322 ≈ 648 тыс. р.
DПр = 648 – 587 = 61 тыс. р.
Из таблицы 2.6 видно, что прибыль от продаж возросла в 2009 году. На этот рост оказали влияние два фактора – повышение рентабельности продаж и увеличение остатков оборотного капитала. Данные факторы повысили прибыль на 283 тыс. р. и 61 тыс. р., соответственно, что является положительным моментом. Другой фактор, оборачиваемость оборотного капитала, снизил прибыль на 41 тыс. р., что является отрицательным моментом и требует поиска путей устранения этого негативного влияния.
Как видно, рост прибыли был достигнут за счет качественного фактора (интенсивного) фактора – повышения уровня рентабельности. Это свидетельствует об эффективном управлении финансовыми результатами на предприятии ОАО «Жилкомсервис».
2.4 Анализ прочих доходов и расходов
На величину конечных финансовых результатов (на величину итоговой прибыли и или убытка) влияют еще и прочие доходы и расходы. Эти доходы и расходы связаны с движением имущества предприятия, частично с результатами производственной и коммерческой деятельности.
Убытки связанные с непроизводственной деятельностью:
-убытки от списания дебиторской задолженностью, по которой срок исковой давности истек и других долгов, нереальных для взыскания;
-суммы сомнительных долгов;
-судебные издержки и арбитражные расходы;
-присужденные, признанные штрафы, пени, неустойки (уплаченные);
-курсовые разницы и др.
Но на предприятии могут быть доходы от внепроизводственной деятельности:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов;
- прочие доходы.
Доходы и расходы анализируются путем сравнения их с предыдущем отчетным периодом. Доходы и расходы как в отчетности так и в аналитических таблицах показываются развернуто. Для их анализа составим таблицу 2.7, необходимые данные содержатся в отчете о прибылях и убытках за 2008 год (приложение Д).
Доходы
Расходы
2007г
2008г
Изменения
Проценты к уплате
-
7
44
37
Прочие доходы и расходы
420
2031
1611
756
915
159
Всего
763
959
196
Анализ прочих доходов и расходов за 2008-2009 годы представлен в таблице 2.8, необходимые данные содержатся в отчете о прибылях и убытках за 2009 год (приложение В).
2009г
212
168
1253
-778
799
-116
1011
52
2.5 Анализ показателей рентабельности
Основным показателем безубыточной работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности работы предприятия в сравнении с другими или среднеотраслевыми данными. Так, прибыль 100 тысяч рублей может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятия. Поэтому в анализе для сопоставления и оценки деятельности различных предприятий используют относительные показатели рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода или прибыли к средней величине использованных ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8