Фактический объем продаж по предприятию за отчетный период в ценах базисного периода составил 87280 тыс. руб. (96008/1,1). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 102,579% (87280/85085*100), т. е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 2,579%.
За счет роста объема реализации продукции прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг (прибыль от продаж) увеличилась на 288 тыс. руб. (11153-0,02579)
Для определения влияния цен реализации продукции, товаров, работ и услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженный в ценах отчетного и базисного периода, это влияние равно 8 728 тыс. руб. (96008-87280).
Влияние данного фактора можно также определить путем умножения объема реализации отчетного года, выраженного в ценах базисного периода, на прирост индекса цен, оно равно + 8 728 тыс. руб. (87280*0,1).
Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль можно определить сопоставлением их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 2707 тыс. руб. (12115-9408) и за счет сокращения размера управленческих расходов прибыль возросла на 785 тыс. руб. (5120-5905).
На изменение прибыли от реализации оказывает влияние изменения структуры ассортимента реализованной продукции.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, определим на примере предприятия, пересчитав себестоимость базисного периода по индексу изменения цен, соответственно, прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам, будет равняться (табл. 6):
Таблица 6 - Расчет прибыли отчетного периода исходя из себестоимости и цен базисного периода
№ п/п
Показатель
Значение показателя, тыс. руб.
1
Выручка-нетто от реализации отчетного периода в ценах базисного периода (стр.7, гр.4, табл. 5).
87280
2
Фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (стр. 2, гр.3, табл.5*стр.7, гр.4, табл5/стр.1, гр.3, табл.5) 58619*87280/85085=58619*1,02579
60131
3
коммерческие расходы базисного периода
94008
4
Управленческие расходы базисного периода
5905
5
Прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам. Стр. 1 -(стр. 2 + стр.3 + стр. 4)=87280-60131-9408-5905
11836
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от реализации равно: 11836 - (11153*1,02579) = + 395 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с более высоким уровнем доходности.
Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализованной продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема реализации: 61893 - 58619*1,02579 = + 1762 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от реализации продукции снизилась на ту же сумму.
Общее влияние всех перечисленных факторов, рассчитываемое как их алгебраическая сумма, равно, тыс. руб.:
изменение объема реализации +288
изменение структуры ассортимента +395
изменение себестоимости -1762
изменение цен реализации +8728
изменение величины коммерческих расходов -2707
изменение величины управленческих расходов +785
общее влияние факторов +5727
К снижению прибыли (на 1762 тыс. руб.) привело удорожание себестоимости реализованной продукции, которое произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы, что видно из материалов дополнительного анализа первичных документов. Снижение прибыли обусловлено также увеличением коммерческих расходов (2707 тыс. руб.). Увеличение прибыли связано с ростом объема реализации (288 тыс. руб.), позитивными сдвигами в структуре продукции (395 тыс. руб.), а также сокращением управленческих расходов (785 тыс. руб.) и повышением уровня цен на реализованную продукцию (8728 тыс. руб.).
В ходе дальнейшего анализа необходимо тщательно изучить действие каждого из перечисленных факторов.
Так, изменение уровня цен на реализованную продукцию зависит от проводимой предприятием ценовой политики. Ценовая политика оказывает влияние на прибыль и финансовое состояние предприятия путем формирования имиджа предприятия у потребителей и стимулирования продвижения товаров и услуг на рынки сбыта.
Проанализируем изменение рентабельности продаж ОАО «Аквия» в отчетном году в сравнении с предыдущим годом, сведя исходные данные и расчеты в табл. 7.
Таблица 7 - Исходные данные и расчет рентабельности продаж по различным составляющим прибыли предприятия
Показатели
Предыдущий год
Отчетный год в фактически действующих ценах на продукцию и ресурсы
Отчетный год в ценах предыдущего года на продукцию и ресурсы
Стоимость (выручка-нетто) реализованной продукции, тыс. руб.
85 085
96 008
87 280
то же в % к предыдущему году
100
112,84
102,58
Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.
73 932
79 128
60 131
107,03
81,33
Прибыль от продаж (стр.1-стр.3), тыс. руб.
11 153
16 680
27 149
6
149,56
243,42
7
Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб.
150
400
250
8
266,67
166,67
9
Прибыль до налогообложения (стр. 5+стр.7), тыс. руб.
11 303
17 080
27 399
10
151,11
242,4
11
Налог на прибыль по ставке 24%, тыс. руб. (стр.9 * 0,24)
2 713
4 099
6 561
12
151,09
241,84
13
Экономические санкции за счет прибыли, тыс. руб.
600
300
14
50
15
Чистая прибыль, руб. (стр.9-стр.11-стр.13)
7 990
12 681
20 478
16
158,71
256,3
17
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (стр.5/стр.1*100)
13,11
17,37
31,11
18
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, %. (стр.9/Стр.1*100)
13,28
17,79
31,39
19
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр. 15/стр.1*100)
9,39
13,21
23,46
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7