Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2009 году выше рентабельности чем в 2007году на 5,1%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.
Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.
2.4.2 Анализ рентабельности продаж
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.9).
Таблица 9
Рентабельность продаж
№ п/п
Наименование показателей
Значение показателей
Отклонение (+, -)
2007г.
2008г.
2009г.
1.
Выручка от реализации за вычетом НДС (В), Тыс.руб.
66415
76895
94564
+28149
2.
Производственная себестоимость (С), Тыс.руб.
53353
68545
74365
+21012
3.
Коммерческие расходы (КР), Тыс.руб.
3132
3541
3759
+627
4.
Управленческие расходы, Тыс.руб.
6743
7512
8867
+2124
5.
Рентабельность продаж, %
4,8
7,0
8,0
+3,2
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% = Пр/В*100%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
В1 и Во – отчетная и базисная выручка;
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:
Рпв = (В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Во*100%
Рпв=(140118-84797-4329-12208)/140118-(114761-84797-4329-12208)/114761*100% = +16%
В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 16%.
2. Влияние изменения себестоимости продукции:
Рпс = (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1*100%
Рпс = (140118-94522-4329-12208)/140118-(140118-84797-4329-12208)/140118*100% = -6,94%
Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 6,94%.
3. Влияние изменения коммерческих расходов:
Рпкр = (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1*100%
Рпкр = (140118-94522-5885-12208)/140118-(140118-94522-4329-12208)/140118 *100% = -1,11%
За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 1,11%.
4. Влияние изменения управленческих расходов:
Рпур = (В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1*100%
Рпур = (140118-94522-5885-17993)/140118-(140118-94522-5885-12208)/140118*100% = -4,15%
В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась на 4,15%.
Общее влияние всех факторов составит:
Рпобщ = 16,0-6,94-1,11-4,15=3,8%
2.4.3 Анализ рентабельности важнейших видов продукции
Рентабельность изделий, выпускаемых предприятием, оказывает существенное влияние, как на рентабельность производства, так и на рентабельность предприятия в целом.
Так, АО выпускает широкий ассортимент продукции, для анализа рентабельности изделий целесообразно рассмотреть основные виды продукции.
Уровень рентабельности изделия (Ри) определяется по формуле:
Ри = (Пи / С)*100%,
где
Пи – прибыль по изделию, руб.;
Си – себестоимость изделия, руб.
Для проведения анализа воспользуемся данными приложения к форме 1-С калькуляции себестоимости для чего составим аналитическую таблицу 10.
Таблица 10 Рентабельность отдельных видов продукции
Наименование видов продукции
По отчету 2008г. и ценам 2009г.
По отчету 2009г.
Кол-во
Товарная продукция
тыс. руб.
Себестоимость продукции
Рентабельность продукции, %
Стенка бытовая
1068
22437
19682
14,0
1851
43384
33681
19,9
Шкаф – сушка
3458
10663
9395
13,5
3358
11443
9976
14,7
Колонка
4381
15884
14297
11,1
3988
14575
18990
12,2
Стол кухонный
4502
13351
12260
8,9
4703
15221
13875
9,7
Стол обеденный
9860
23156
19638
15,2
9902
27904
23429
19,1
Тумба с ящиками
2058
6134
5531
10,9
2300
8281
7430
11,5
Изделия деревообработки
-
15953
13957
14,3
16558
13833
19,7
Прочая продукция
7769
7091
9,6
4596
4028
14,1
Всего
115347
101851
13,25
138962
117423
18,3
Анализируя данные этой таблицы, видно, что наименьшую рентабельность имеет производство столов кухонных (9,7%), а наибольшую – производство бытовых стенок (19,9%)
2.4.4 Анализ общей рентабельности предприятия
По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12