• по применению технических средств — немеханизированный, механизированный, автоматизированный в зависимости от уровня
• использования вычислительной и другой техники.
Каждый конкретный вид анализа может принадлежать нескольким классификационным группам.
Наибольшая результативность анализа в системе управления АТП достигается за счет выделения подсистемы «Технико-экономический анализ» в АСУП.
1.2 Значение экономического анализа и его место в управлении производством
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.
Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.
Финансовый анализ необходим для:
• выявления изменений показателей финансового состояния;
• выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
• оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
• оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
• определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:
1. Менеджерам предприятий и в первую очередь финансовым менеджерам. Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важным является: оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.
2. Собственникам, в том числе акционерам. Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов.
3. Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.
4. Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы.
Таким образом, в финансовом анализе нуждаются все участники экономического процесса.
Информационной базой для проведения финансового анализа является главным образом бухгалтерская документация. В первую очередь это бухгалтерский баланс (ф. № 1) и приложения к балансу: ф. № 2 — "Отчет о финансовых результатах и их использовании", ф. № 5 — "Сведения о состоянии имущества предприятия", ф. № 4 — "Отчет о движении денежных средств".
Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих видов анализа:
1. Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период;
2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
4. Анализ финансовых результатов предприятия;
5. Анализ оборачиваемости оборотных активов;
6. Оценку потенциального банкротства.
2 Характеристика открытого акционерного общества «Автосила»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Автосила» создано на основании приказа Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.01.98 года путем преобразования арендного предприятия — Арендного грузового автомобильного парка №1.
Учредителем общества государственной формы собственности от имени государства является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь.
Вышестоящим органом является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:
- городские и пригородные перевозки грузов;
- междугородние и международные перевозки грузов;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организациям и населению;
- ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;
- осуществление охранной деятельности по охране собственности юридических и физических лиц на платной стоянке.
Общество является собственником:
- имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем;
- продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или иной деятельности;
- получение доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством.
ОАО «Автосила» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га — территория общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые помещения следующей площадью:
- производственные здания — 14 407 м2;
- административные здания — 1 556 м2;
- складские помещения 1 085 м2.
Подвижной состав предприятия на 01.01.2000 года насчитывает 271 единицу, в том числе: а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц; б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках — 35 единиц; в) автомобили хозпарка — 19 единиц; г) прицепы — 91 единица; д) полуприцепы — 39 единиц.
На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей: МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.
Характеристика и структура основных фондов ОАО «Автосила» представлена в таблице 1. Таблица 1 — Характеристика ОФ предприятия |Наименование |Балансовая |Остаточная |Структура ОФ | |основных фондов |стоимость |стоимость |(по | | |ОФ на |ОФ на |балансовой | | |01.03.99, |01.03.99, |стоимости), %| | |млн. руб. |млн. руб. | | |1. Основные производственные | | | | |фонды, из них |278 443 |99 799 |96,22 | |- здания и сооружения |56 079 |32 834 |19,36 | |- передаточные устройства |2 534 |253 |0,88 | |- машины и оборудование |19 643 |4 695 |6,79 | |- транспортные средства |199 006 |61 448 |68,76 | |- инструменты, | | | | |производственный инвентарь |1 181 |569 |0,41 | |2. Непроизводственные фонды |10 950 |10781 |3,78 | |Всего |289 393 |110 580 |100 |
Судя по данным из таблицы 1, следует, что основной удельный вес среди основных фондов приходится на транспортные средства (68,76 %), что объясняется спецификой предприятия. Однако, видно, что процент изношенности транспортных средств в среднем по предприятию составляет около 70 %, что говорит о необходимости обновления подвижного состава.
Численность работников на 01.01.2000 года составляет 500 человек, из них:
1. Промышленно-производственный персонал — 498 человек, из них:
. водители — 270 человек;
. ремонтные и вспомогательные рабочие — 165 человек;
. служащие — 63 человека.
2. Непромышленный персонал (работники общежития) — 2 человека.
Основным потребителем услуг городского и пригородного маршрутов перевозок грузов являются предприятия Министерства строительства и архитектуры, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и другие.
Основным потребителем услуг международных перевозок являются совместные предприятия и предприятия Германии, Литвы.
В общем объеме оказанных услуг городские и междугородние перевозки распределяются следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7