Рефераты. Финансовый контроль в Республике Беларусь

2)        Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.

3)        Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом  используют анкетирование и опрос.

4)        Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.

5)        Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.


Ревизии подразделяются на несколько видов:

1)     по содержанию ( доказательные  и фактические)

2)     по способу назначения ( плановые и внеплановые)

3)     по степени охвата данных ( сплошные и выборочные)

4)     по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)


Проверки и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее  проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.

Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты и охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.

Про тематические и полные ревизии было сказано выше.

Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

1.      Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание ( приказ ) на проведение ревизии.

2.       Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.

3.      Личное ознакомление с объектом.

4.      Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.

5.      Систематизация ревизионных материалов и составление акта.

6.      Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.

7.      Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.

Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:


-            в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;

-            по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;

-            в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии бюджетных учреждений – раз в два года.

В целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший контрольный орган государства.

Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители     ( ревизоры).

К ревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных специалистов финансовых органов.

Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов; применять все методы документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.

Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии.

В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

III. Аудит в системе финансового контроля

 

Понятие и предмет аудиторской деятельности

   Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг таких как постановка, восстановление бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности и налоговых деклараций,  трансформация финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Республике Беларусь нормативными документами бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов баланса и т. д. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.