Рефераты. Явление Ницше p> Ф. Ницше
ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ

КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ

Я хочу научить вас устремляться вслед за мной в далекое будущее…

Ф. Ницше

Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой
Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы и нормы которые были так привычны, приятны и ценны немцам. Интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры из великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был
Фридрих Ницше.

Он родился 15 октября 1844г. в Реккене, Саксония. Отец и дед его были пасторами. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной. Он гордился своим происхождением и твердо веруя в благородство своего рода, едва ли не инстинктивно впитал в себя эту атмосферу правдивости и честности; страдая от малейшего выговора, не раз, тут же, хотел заняться само исправлением.
Мальчик уже тогда знал: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром». Им владел титанический инстинкт творчества: с раннего детства у него было непреодолимое влечение к музыке и письменной речи: «видимой мысли». Уже тогда он предчувствуя свою особою судьбу избранника, обрел поразительный дар - жить в возвышенном.

В 1858 г. Ницше поступает в знаменитую школу Пфорта, где впервые пробует писать, а в последствие, совместно с друзьями, основывает музыкально-литературный союз "Германия". Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали: Моцарт, Гайдн,
Шуберт, Бетховен и Бах. В современной же музыке Берлиоза или Листа он не находил ничего, способного взволновать человека. Его талант - уже не возможно удержать! Стихотворение "Без родины" является поразительным предчувствием 14-летнего Фридриха своей будущей жизни, а в сочинении "О музыке" он напишет: «Всех людей, презирающих ее (музыку), необходимо рассматривать, как бездарных, животно-подобных созданий... »

Сложившееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в написанном им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Гёльдерлине, тогда не признанном и почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее слияние человека и природы в духе античности и ярко отразившее разлад общества и личности, привлекло юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить настроения, присущие Ницше уже тогда.

В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе. В этих небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши тех проблем, вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена вращаться его беспокойная мысль; здесь содержатся, чуть ли не все основные идеи его будущих произведений: в первом - "Рок и история", он напишет: «…В свободе воли заключен для индивида принцип обособления, отделения от целого, абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает человека с общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бы человека
Богом, фаталистический принцип – механизмом». Во втором эссе "Свобода воли и рок" нужно отметить появление резких выпадов Ницше против христианской идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа к миру земному: она была созданием детства народов... В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и конец религий».

Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позднее, но критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих ценностей, признание ограниченности и относительности всякой морали, мысль о философе и историке как о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и свободы личности в обществе и истории, пронесенное обществом через века отрицание личностной исключительности человека, страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то род людской возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в его первых философских опытах. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будет возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и открыто.

Наряду с музыкальными исследованиями, Ницше усиленно изучал историю литературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии.
Разбросанность интересов начала тревожить и его самого, пока он не решил обратиться к изучению филологии. Здесь он надеялся найти именно то, что гармонично сочетало бы холодную логику, научный рационализм и художественную сторону.

В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после успешной сдачи экзаменов возвратился в Наумбург. А затем, через месяц, после небольшой поездки по Рейну и Пфальцу Ницше отправляется в Боннский университет изучать теологию и филологию. Там он вступает в студенческую корпорацию "Франкония". Однако Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс, поэтому, летом следующего года, он покидает корпорацию и, отказавшись от теологической карьеры, уезжает в Лейпциг.

Осенью 1965 г. записывается на четыре филологических семинара профессора Ричля в университете Лейпцига, а чуть позже, по инициативе профессора, участвует в организации филологического кружка. Занятия филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мере потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь одном.

Именно здесь Ницше впервые читает Шопенгауэра, который безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом: «Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она не была». И отдав себя мудрости Шопенгауэра, он, таким образом, видит свое самое глубокое желание - осуществившемся: у него есть учитель! Шопенгауэр был не столько прочитан, сколько вчитан в жизнь и судьбу, вплоть до катастрофических изменений в ее темпе и ритме: «Я понял его, как если бы он писал для меня». Философское мышление еще не завладело разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовные импульсы для его последующей жизни и творчества.

В 1866 г. Ницше пишет доклад для филологического кружка, который был доработан в не большую книгу, по настоянию профессора Ричля: «...никогда еще мне не приходилось видеть у студента третьего семестра ничего подобного по строгости метода и надежности комбинации». Ницше любил успех и переживал его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам. Именно этот случай спровоцировал решение продолжить университетскую карьеру, несмотря на уже начавшуюся внутреннюю "иммиграцию", вызванную отношением
Шопенгауэра к профессорам и кафедрам.

В 1867 г. Ницше начинают печатать в "Рейнском научном журнале". В противоположность другим ученым, он - пишет, в самом глубоком, классическом значении этого слова, и поэтому вскоре получает премию за конкурсную работу о Диогене Лаэртском. И после этого - призывается, прусской армией, в конное подразделение артиллерийского полка, квартировавший в Наумбурге, где прослужив не более года получит сильнейшую травму и будет демобилизован.

Вернувшись в Лейпциг он вскоре открывает себе нового гения - Рихарда
Вагнера. Эта встреча в ноябре 1968 г. оказалась решающей. Вагнер был персонифицированной философией Шопенгауэра по духу, и, что важнее всего, владел музыкой - единственным по силе адекватности синонимом "мировой воли"
(по Шопенгауэру). Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера, первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на жизненном пути.
Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимое мышление известного музыканта. Потрясение, несмотря на разницу в возрасте, было обоюдным и их частые встречи перерастают в дружбу.
После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений
Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма". И вновь едва преодолимая тяга к философии и естествознанию выливалась в сомнения о правильности того, что он избрал своей профессией филологию, но именно в это время произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в оковах филологической науки. Профессор Ричль, тогда первый филолог в Германии, наблюдая за Ницше, был не мало удивлен и удивлен на столько, что рекомендовал этого студента -
Базельскому университету на должность профессора. В своем письме университетской комиссии он опишет Ницше как феномен, ставший в Лейпциге идолом филологического мира, и который однажды займет ведущее место в немецкой филологии. Бедный Ричль, знал бы он тогда в какую чудовищную алхимию обернутся так ценимые им таланты: работа над источниками и эрудиция.

В 1869 г. решением базельской университетской комиссии на основании рекомендации Ричля 24-летний Ницше, не имевший в то время научной степени и собравшийся было стать химиком, утверждается в должности профессора классической филологии Базельского университета на кафедру греческого языка и литературы. Вслед за этим Лейпцигский университет присуждает профессору
Ницше докторскую степень, при чем весьма почетным образом: без какой-либо защиты и даже диссертации, а лишь на основании статей. Приняв предложение о преподавательской деятельности Ницше переезжает в Швейцарию, где освободившись от Прусского подданства: отныне и впредь лишен всякого гражданства!

Преподавание в университете довольно скоро начали тяготить Ницше. Его все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой он находил в дружбе с Вагнером. Погружение в возвышенный мир искусства разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в
Базеле. Это вызывало у Ницше сомнение в филологии и науке вообще. В набросках того периода эти сомнения выражены достаточно определенно: «Цель науки - уничтожение мира... Доказано, что этот процесс происходил уже в
Греции: хотя сама греческая наука значит весьма мало. Задача искусства - уничтожить государство. И это также случилось в Греции. После этого наука разложила искусство».

В 1870 г. начинается франко–прусская война. Ницше подает заявление с просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправится на фронт.
Он пишет: «…я знаю толк в двух видах оружия: сабле и пушках…». Но нейтральная Швейцария разрешает ему поехать только в качестве санитара.
Одной недели оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и опустошенная войной местность произвели на чувствительную эстетическую натуру Ницше неизгладимое впечатление. Он увидел не героический пафос и сияние побед, а кровь, грязь, хрупкость человеческого существа, ставшего легкой добычей бога войны. Вопрос о смысле человеческого бытия встал перед
Ницше уже не в фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.
Пережив тяжелейшие потрясения на фронте, и заразившись дизентерией с дифтеритом, Ницше едва не расстается с жизнью (безнадежность ситуации такова, что вызывают священника).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.