Рефераты. Возникновение сознания

Итак.

Огонь в те времена был явлением, хотя и случайным, но частым, поскольку, можно предположить, что в связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии ну и как следствие – огонь.

Между тем погода становится все холоднее и холоднее.

И в этой ситуации, это совершенно естественно, предчеловеки замечают, вернее, ощущают исходящее от огня тепло, и это тепло непреодолимо притягивает их несмотря на свой страх перед огнем. Предчеловеки, в конце концов, прекрасно осознают, что от огня исходит так необходимое им тепло, и пользуются этим. Они собираются возле этого огня на ночь, греются, а на следующую ночь  ищут уже другой огонь. Так продолжалось, по-видимому, много лет – Тысячи? Миллионы лет? Не могу знать. Но одно можно сказать точно: -  популяция  предчеловеков постепенно и неуклонно снижается, потому,  как случайный огонь не мог быть полной панацеей от холода.

Но вот однажды, в одну прекрасную ночь, среди собравшихся возле огня сородичей, один предчеловеков бросает ветку в огонь. Возможно непреднамеренно. Но остальные,  не все, а наиболее умные из них, замечают (осознают), что ветка, брошенная в огонь горит.  Вероятно, таких ночей было не одна, а тысячи, и этот предчеловек бросал эту ветку не раз, а тысячи раз, прежде чем какая-то группа осознала наконец, что ветка, брошенная в огонь  горит, но, в конце концов, это произошло.

Вот этот момент, я так думаю, и есть момент возникновения сознания. В этот момент и возникает сознание индивидов и сознание общественное. Конечно, вся суть этого сознания состоит в том, что ветка, брошенная в огонь, горит. Примитивно? Да примитивно, но оно и должно быть таким примитивным, первое открытие человеком объективных законов природы. Оно первое, но самое великое открытие сделанное человеком, потому, что этим открытие совершается огромный качественный скачок из одного состояния в другой: - развитие живой природы с этого момента идет не только по пути копирования изменяющейся внешней среды, но и по пути познания законов природы.

С этого момента будем считать, что предчеловеки превращается в прачеловеков. Но не вся популяция, а только та группа, которая осознала, что ветка брошенная горит.

Таким образом, внутри популяции предчеловеков появляется группа пралюдей, которая биологически абсолютно ничем не отличаются от предчеловеков.  


6.РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.


Итак, благодаря трем стихиям природы: - холоду, огню и воде, миллионы лет назад на земле возникло сознание. Сознание, возникнув, уже не исчезнет, оно будет передаваться от поколения к поколению.  

Проходит еще немало времени. Климат за этот период претерпевает  значительные изменения. Потребность пралюдей в огне неуклонно возрастает и, наконец, наступает такой момент, когда их существование без огня становится невозможным. Мы знаем, что первые люди не могли добывать огонь – они могли его только поддерживать. Поддерживать случайно найденный огонь сначала ночью, а затем по мере возрастания роли огня и днем. Конечно, за этот период у людей появились определенные навыки в обращении с огнем, появилось понимание его свойств и качеств. Они уже могут не только поддерживать огонь, но и переносить его на другое место. Это дает им новые возможности в освоении новых территорий. Надо думать, что все эти процессы происходили быстрее в  более холодных северных широтах.

Далее. Что значит поддерживать огонь? – Это заготовка дров, это различные манипуляции с деревом, - ветки нужно ломать, носить, - это доселе неведомый, невероятно сложный и трудный вид деятельности для наших пралюдей. Но в результате этой деятельности прачеловек начинает развиваться, принимать все более и более человеческий образ. И, наконец, в результате этой деятельности:

- во-первых, его передние конечности обезьяны трансформируются в руки человека;

- во-вторых,  он получает дубину - Обыкновенная толстая ветка в его руках, в результате долгой эволюции, в результате тяжелых усилий по поддержанию огня превращается в дубину. Не всякая толстая ветка может быть дубиной - она будет таковой только в том случае, если имеются навыки, приемы по применению этой толстой ветки как дубиной, как оружием.

А теперь взглянем на все выше написанное с другой стороны.

Климат становится все холоднее и холоднее. Огонь надо поддерживать – это насущная необходимость. Наши первые прачеловеки осознают это. Но они по своему образу жизни ни чем не отличаются от предчеловеков, т.к. все их отличие заключается всего лишь в осознании того, что ветка, брошенная в огонь горит, и того, что огонь надо поддерживать. Но это не создает им никаких преимуществ в добывании пищи.

Таким образом, можно заключить: - как для предчеловеков, так и для первых пралюдей формула производства продукта одинакова –

                              Ппр = Н.           

Они, как и животные, могут производить только необходимые средства существования.

А есть ли у них свободное время для того, чтобы они это время, могли использовать для поддержания огня? При той жестокой конкурентной борьбе за пищу, за территорию, которая существует среди животных, и которую мы наблюдаем в природе, вряд ли можно говорить о наличии свободного времени. Даже время отдыха это необходимое время для набора сил перед производством необходимых средств существования. Возможно, свободное время возникает все-таки, при стечении благоприятных обстоятельств, но на это данный вид особей, безусловно, отвечает увеличением своей численности и все возвращается на круги своя.

Есть еще один очень важный момент. Поддержание огня, как мы подчеркивали, это труд, - труд тяжелый, требующий дополнительных затрат энергии. Необходимые средства существования прачеловека должны быть больше необходимых средств существования обезьяны:

                         Нпрачел.>Нпредчеловек  

Возникновение сознания, таким образом, не только не облегчает жизнь прачеловека, наоборот, усложняет.

Исходя из выше изложенного, можно заключить: – прачеловек не мог заниматься деятельностью по поддержанию огня.

Как же выйти из этой тупиковой ситуации? А выход должен быть, в противном случае все, что было изложено выше неверно, потому что не соответствует историческим реалиям. И он есть. Ответ дает сама история человеческого развития и ответ этот – каннибализм.

Если связать каннибализм с нашей ситуацией, то проблема оказывается решаемой, но более того, каннибализм как историческое явление находит, в связи с этим, логическое объяснение.

Итак, вернемся теперь к нашим первым прачеловекам. Они находятся, как мы знаем, в тупиковой ситуации – они живут с осознанием того, что огонь надо поддерживать, но ни сил, ни времени дополнительных для поддержания огня у них нет.

Но рядом с ними, а, пожалуй, и вместе с ними, живут предчеловеки, их родственники. Они греются у одного костра, добывают и питаются одной и той же пищей. И вот здесь должен возникнуть, в силу сложившихся обстоятельств, и возникает, антагонизм - желание отобрать пищу. В  связи с этим постоянно вспыхивают ссоры и драки между ними и в этой ситуации, в борьбе со своими бывшими соплеменниками, прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину. В связи стечением всех этих обстоятельств и возникает каннибализм.

Именно благодаря каннибализму прачеловек изыскивает те необходимые дополнительные средства для поддержания огня и формула производства продукции, наконец, уравнивается:                            

                                     Ппрачеловек = Нпрачеловек          

И только затем, по прошествии некоторого времени, их агрессия перекидывается на остальной животный мир. Прачеловек становится охотником после каннибализма, как его следствие. Потому что прачеловеку от обезьяньего рода достался по наследству определенный набор пищи, на остальной мир, это естественно, он смотрел как на нечто несъедобное и не мог смотреть иначе. Именно каннибализм помог преодолеть это психологическое препятствие и с этого момента «меню» прачеловека начинает расширяться, необходимость в каннибализме постепенно само собой отпадает, но отголоски этого явления дошли и до наших дней. Каннибализм просуществовал довольно значительное время и отложился в генетической памяти человека.

Итак, прачеловек становится охотником. А это кроме обильной пищи, дает им еще и сырье – шкуры, кости, сухожилия. Которые они начинают осваивать, приспосабливать под свои нужды. Из шкур изготавливают одежду, жилище, из костей, сухожилий и дерева изобретают копье, лук и стрелы. А это в свою очередь еще больше увеличивает их возможности при добывании пищи, т.е. пищи они начинают добывать больше, чем тогда, когда в руках у них была только дубина. Если вначале прачеловеки производили только необходимые средства существования: Ппр = Н , то затем, с появлением новых «орудий труда» вдобавок к дубине – копья, лука и стрел, они естественно начали производить больше: Ппр<Н, или Ппр=Н+х, где  «х» - некоторый излишний продукт.

А как мы знаем, производство излишнего продукта это главное отличие человека от остальной живой природы, следовательно, это и есть момент появления человека.

Таким образом, переход от обезьяны к человеку происходил через три четко выраженных этапа («четко» в сравнении с сценарием К.Маркса):

  - сначала на нашей планете возникли предпосылки для возникновения сознания, -  на нашей планете появляется высокоразвитая популяция человекообразных обезьян (предчеловеков).  В природе происходят глобальные климатические изменения – наступает ледниковый период;

-  затем следует возникновение сознания и появление прачеловека;

-  следует развитие возникшего сознания и появление человека.

Из нескольких десятков миллионов обезьян по прошествии нескольких миллионов лет на Земле впервые появились первые люди, по некоторым научным предположениям,  всего лишь не более трех десятков тысяч. Это та плата, которую заплатили предчеловеки за качественный скачок совершенный ими, плата за возникновение сознания.

В дальнейшем мы убедимся что и развитие сознания тоже требует затрат и жертв.


Наконец-то мы смогли ответить на все вопросы, которые постоянно вставали перед нами, а именно выяснили:

- человек, в отличии от животных, способен производить  излишний(прибавочный) продукт, вследствие того, что человеческий труд, в отличие от труда животных, изначально труд производительный;

- человеческий труд органически и неразрывно состоит из труда физического, данного ему от природы, и труда умственного, который появился у него благодаря возникновению сознания;

- сознание возникло у человека вследствие биологических предпосылок и глобального похолодания климата, произошедшего на нашей планете несколько миллионов лет назад.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.