Главные проблемы патристики: 1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема). 2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). 3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий». 4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. 5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века). Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.
Характеристика этапа: 1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви). 2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.
Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.
Отсюда:
-больше внимания к ней, к переосмыслению её положений;
-а главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем.
2. Соотношение разума и веры. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. К такой истине можно идти двумя путями: -путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь; -путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.
3. Проблемы соотношения общего и единого. Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Фома Аквинский по своему решил этот спор:
-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;
-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;
-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;
-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет.
Выводы: 1. Средневековая философия теоцентрична:
-её мировоззрение основано на религиозной вере;
-в центре философии - Бог; 2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии: а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования; б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк). 3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм). 3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт). 4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский). 5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма).
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17).
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной
Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -
Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).
5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да
Винчи).
1. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,
Франческо Петрарка).
II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай
Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).
Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию.
2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм
(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.
Природа одухотворена.
3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;
Петрарка - «Книга песен»). Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом. Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»). Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя. 4.Натурфилософия Возрождения: * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм: Центр мира Солнца; Мир сферичен, неизмерим, бесконечен; Все небесные тела движутся по круговым траекториям; Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную; Законы движения для планет и Земли едины. * Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н. Коперника. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет; Солнце - центр только нашей планетной системы; Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно; Жизнь и разум есть на других планетах; Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире. (Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»). * Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания. (Умер, оставаясь узником инквизиции).
5. Социальная философия Ренессанса. Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства. * Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Идеи: Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни; Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий. * Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)). Идеи: Уничтожение всех видов частной собственности; Обязательный труд всех граждан; Выборность государственных органов; Семья - ячейка коммунистического быта. * Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия. Идеи: Упразднение частной собственности и семьи; Дети воспитываются государством; Обязательный 4х часовой труд; Распределение продуктов по потребностям; Развитие наук, просвещения, трудового воспитания; Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек; Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами. Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме
«осовременивающего воспоминания», она: обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; заложила основу философии, свободной от религии.
Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14