Рефераты. Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"

Такой универсальный эмпирический субъект помог Декарту сформулировать «Правила для руководства ума».

Я как мыслящая вещь.


В «Рассуждениях о методе» Декарт обнаруживает, что «доводы, доказывающие существование бога и человеческой души», нуждаются в идеальном Я, ибо поиск способов отказа от всего ложного и ошибочного – поиск путей освобождения от эмпирического Я, что позволяет преодолеть релятивизм и перейти к объективному, достоверному знанию. Для этого, как видно, нужно очиститься от всего, чем располагает Я эмпирическое и «перейти в сферу собственно мышления и соответственно представить Я»(19), т.е. перейти к «идеальному корреляту» Я.

Здесь и создается Я как «мыслящая вещь», в отличие от «вещи протяженной», которая находится вне сферы сознания и познания.

Я как «мыслящая вещь» у Декарта – это нечто очищенное от всех способов чувственного познания и освобожденное от всего телесного.

Я как ego в cogito ergo sum.


Я для Декарта – это «субстанция, вся сущность или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи»(20).

Декарт понимает Я на этом уровне как субстанцию, отличительным признаком которой является мысль, в отличие от идеальной субстанции – Бога, и от от немыслящей и протяженной вещи. При этом такое субстанциональное Я содержит в себе как идеи телесных вещей, так и Бога, ибо знание этого совершенного бытия дает возможность узнать о сомнении и собственном несовершенстве. Идея Бога позволяет мыслящему Я (cogito) не сомневаться в отчетливо данной истине. Идея Бога – своего рода идея непогрешимого и совершенного «сознания вообще».

Я как субъект.


Является общепризнанным тот факт, что благодаря Декарту подлинным субъектом в метафизике становится человек, его Я.

По Декарту, всякое «я представляю нечто» выставляет одновременно «меня» представляющего, «передо мной». Иными словами, сознание человека есть, по своей сути, само-сознание и лишь в этом качестве возможно сознание предметов. Для такого пре-до-ставления самость человека есть лежащая в основе, т.е. субъект.

Метод Декарта осуществляет подход к сущему как к противостоящему, чтобы удостоверить его как объект для субъекта. Здесь Я мыслится Декартом как субъект, вступивший на путь раскрытия сущего. Декарт вводит субъектно-объектные отношения, которые получают у него статус оппозиции. Сущность человека Декарт видел в познании, а бытие являлось у него предметом познания. На место бытия встает субъектно-объектное отношение.

Главное в Декартовской философии и рассуждениях о Я – то, что Декарт «не стремится решить проблему истинности, исключая эмпирического субъекта, но ищет способы преодоления его несовершенства…стремится поднять обыденное сознание до уровня научного» (21).


Феномен человеческого Я


Современными философами Я определяется как «фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида».(22) Генезис Я в современной философии понимается в онтологическом плане как социализация, в филогенетическом – как совпадающее с антропосоциогенезом. При этом исследователи этого феномена обращают внимание на то, что в древних культурах понятие Я было неразвито, а в зрелых культурах Я как феномен уже зрело оформлено.

Среди важнейших этапов развития феномена Я исследователи обычно выделяют космокритериальную трактовку этого феномена в античности (Протагор), персоналистическую артикуляцию индивида в христианстве, антропоцентризм в культуре Возрождения, антиавторитаризм Реформации, личностный пафос романтизма, гуманизм новоевропейского Просвещения, индивидуализм в индустриальной модернизации. Однако ключевой точкой в развитии феномена Я считается христианский теизм, где индивидуальная душа является «образом и подобием» Бога.

Феномен Я настолько важен для развития философии, что разъяснение содержания этого феномена, как считают некоторые философы, совпадает с восстановлением историко-философской традиции в целом.

Среди основных этапов развития этой категории выделяются еще несколько этапов, которые оказали большое влияние на современную философскую мысль.

Экзистенциально-персоналистическое направление.


Внимание исследователей проблемы Я в рамках этого направления заостряется на внутреннем, духовном мире индивида (неофрейдизм, экзистенциализм Сартра), что и задает основным методом изучения феномена Я интроспекцию. При этом характерной чертой исследований в рамках этого направления является рассмотрение Я как самодостаточного, «трансцендентному по отношению к другим Я и монологизирующего».(23)

Объективистски-социальное направление.


Трактует феномен Я как элемент социальной системы. У представителей этого направления Я мыслится как комбинация объективных социальных параметров («зеркальное Я» Кули, интеракционизм Мида, «личность как совокупность общественных отношений» Маркса). Иногда Я понимается здесь как нечто соответствующее тому или иному социальному статусу ролей, с чего начинается выведение индивидуальных поступков из общих общественных условий (Дюркгейм). Здесь Я понимается как включенное в социальную структуру и взаимодействующее внутри нее. Однако в этом направлении диалог Я с социумом заменяется функционально-формальным взаимодействием.

Оппозиционность этих подходов преодолевается в философии постмодернизма, где происходит синтез вышеозначенных противоположных парадигм.

В сфере современной философии существует концепция «философии диалога», цель которой отыскать фундаментальные основания «личностного бытия» в «феномене общения».

Если говорить о философии Хайдеггера, то в ней бытие Я рассматривается как принципиально коммуникативное. Бубер, как и Сартр, считает, что Я не может быть сформировано безотносительно к Другому. То есть Я в своем развитии содержит бытие другого. Суть их воззрений такова, что становление подлинного Я невозможно без участия в этом процессе Другого.

В целом, как отмечают исследователи этого феномена, для классической философии характерна трактовка «индивидуального сознания через его интенциональность, как направленность на объект»(24), то в современной философии Я трактуется исключительно относительно другого. Это объясняется тем, что выход за рамки индивидуальности и понимание феномена «Мы» формирует личность на основе «рефлексивного распознавания Самости» (Левинас). Основная мысль этих философов – рефлексивная коммуникация приводит к «беседе души с самой собой» (Гадамер). В данном случае Я выстраивается как выстраивающее самое себя через оппозицию с не-Я (субъект-объектное отношение) либо в виде отношения субъект-субъектного, что характерно для философии постмодернизма.

Заключение.


Сознание, как видно, является центральной категорией философского познания, служит условием всякого возможного знания и познания. Не будь его, не было бы и познающего Я, субъекта, cogito. Сознание является условием возникновения самосознания. Сознание как категория интересовало многих исследователей. Разработке проблемы сознания посвящены труды не только философов, но и психологов. Проблема сознания является актуальной и по сей день. Не смотря на то, что эта проблема обсуждалась еще на заре становления философии, сознание представляет интерес и для современных исследователей, ибо некоторые моменты, относительно этого феномена остаются не очень понятными. Постепенно исследователи феноменов сознания и Я пришли к пониманию того что, Я – это не только рассудочный феномен. Чтобы изучить и понять его в полной мере следует обратить внимание не только на рациональные методы познания, но и на психотехнические, созерцательные практики. Проанализировав генезис понятий сознания и Я, и рассмотрев ряд проблем, связанных с изучением этих феноменов, мы пришли к выводу о том, что подход к изучению этих феноменов должен быть целостным, системным, неоднобоким.

Библиография

1)                Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

2)                Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

3)                Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 1999.

4)                Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

5)                Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

6)                Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

7)                Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

8)                Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003. - №3.

9)                Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003. - №3.

10)Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003. - №3.

11) Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание.- М., 1997.

12) Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 1999.

13) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

14) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1989.

15) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1989.

16) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1989.

17) Гегель. Работы разных лет в двух томах. Т.2. М., 1971.

18) Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994.

19) Микешина, Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

20) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1989.

21) Микешина, Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

22) Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002.

23) Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002.

24) Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.