Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически меняющегося, сложного, противоречивого взаимодействия техники с социальными структурами и культурой. Так развитие машинной индустрии делает возможным промышленный капитализм, но капиталистический способ производства и складывающиеся на его основе общественные отношения, и в особенности частная собственность, в свою очередь, задают определенный тип технической деятельности, оказывают обратное воздействие на отношения человека и техники. В этом и проявляется подлинная диалектика процесса. Отчуждение человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.
Отмеченное имеет прямое отношение к тому социальному и культурному контексту, в котором развивается техника в нашем обществе. Противостояние технократизма и антитехницизма является ощутимой реальностью в современной общественной жизни стран СНГ. В период, когда экономика и развитие техники выступали как цель, когда принимались и осуществлялись такие технические и технологические проекты, которые шли вразрез с интересами людей, с их здоровьем и благополучием, формировалось настроение антитехницизма. Такие настроения можно признать адекватными как реакцию на технократические перекосы, но не на ускоренное развитие техники и новых технологий, без которого не было бы прогресса в развитии человечества. Более того, только на базе новых технологий с использованием новой прогрессивной техники можно рассчитывать на преодоление тех деформаций, к которым пришла наша страна в результате советско-социалистического управления.
На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных последствий приводила к разрушению естественной Среды обитания и дегуманизации труда, особенно в условиях раннего капитализма. Однако эта же техника в адекватных общественных условиях может служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной Среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационной технологии открыло невиданные возможности повышения интеллектуального потенциала каждого человека , что позволило соединить профессиональное, технологизированное мастерство и индивидуальным творчеством, гуманизировать научно-технический прогресс.
Практика является как основой, так и критерием познания.
Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.
В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга , способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главное в этой совокупности: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания.
Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества , является объективной истиной. Информация, поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе. Она фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения этих объектов человеком, осуществляющим предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности. Заслугой марксизма явилось обоснование того, что основой познания и критерием соответствия знания с действительностью является предметно-практическая деятельность, разработки схемы: объект - предметно-практическая деятельность - субъект. Прежние односторонние модели были обедненны марксизмом и трансформированы на базе фундаментального компонента - предметно-практичекой деятельности.
В соответствии с теорией познания диалектического материализма практика существует в двух ракурсах: как основа формирования знаний и образования в нем не зависящего от человека и человечества содержания и как средство проверки истины, то есть выявления меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости проникает в саму теорию познания.
Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива. Выхватывая и метафизически противопоставляя одни моменты и стороны практики другим ее моментам и сторонам, можно прийти к односторонним, ограниченным и в силу этого неверным выводам. В первую очередь такая опасность связана с познанием социальных явлений, которые осложняются личной или групповой заинтересованностью людей, их классовыми, групповыми, этническими и другими амбициями, установками и т.д. Примером является попытка ряда правительств нашей страны осуществить демократические и экономические преобразования на основе опыта западных стран, на имея достаточного опыта и знаний для таких действий в нашей конкретно взятой стране, Сложилась вполне определенная негативная социальная практика, приведшая к застойным явлениям в экономике и общественной жизни. Разве практику преобразовывания нашего общества якобы на основе радикального экономической реформе без достаточного программного обоснования ее можно считать критерием полной и окончательной истины?
Практику, как известно из истории , в том числе нашего общества, можно изменить. Практика не противоречит сознанию. Она является его основной и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осозная ограниченность и негативный характер практики данного ограниченного периода времени, осознав ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить практику,перейти от практики негативной к практике позитивной, прогрессивной, революционной. Только изменяющаяся практика может стать основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания. И как отмечал Ленин, изменчивая и подвижная практика не дает нашему знанию остановиться, застыть и окостенеть, но выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.
Таким образом в качестве фундаментальных положений теории познания, в ее связи материального и духовного можно выделить следующие закономерности: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина. Отсюда следует, что знания, накопленные в итоге материального и духовного производства, выступают как активная составляющая сила в процессе исторического развития, отражающая ее, соответствующая ему и воздействующая на него.
Большое влияние на развитие исторического процесса оказывает направление социально-экономического развития общества, определенное правительством страны. Для этого важно выработать объективно-истинную оценку как современности, так и исторического прошлого, на основе которых разрабатывается научно обоснованное понимание перспектив социально-исторического прогресса. Для этого в первую очередь необходимо выработать и принять правильные решения, определяющие магистральные направления социально-экономческого развития общества. А это невозможно без адекватного, то есть истинного, осмысления и понимания причин, вызвавших в свое время предыдущие преобразования общественной жизни. В этом пункте историческая истина и социальная польза, понимаемые как то, что выгодно подавляющему большинству членов общества, диалектически совпадают, максимально способствуя развитию исторического процесса.
Прошлое, настоящее и будущее человечества, органически соединенное между собой общими закономерностями поступательного развития общества, формирует восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества, называемым социальным прогрессом. Оно не может быть ни простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя они вплетаются в его ткань. Разворачивается совершенно новое историческое развитие общество, которое в свою очередь влияет на развитие материального и духовного производства. Так реализуется необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.
Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении всемирной истории в своей эволюционной и революционной форме постоянно преодолевает возникающие трудности ресурстного, материального, природного, экологического и технологического порядка, обеспечивая безостановочное необратимое поступательное развитие исторического процесса. Благодаря научно-технической революции в современную эпоху и развитию демократической свободы личности, адаптированной темпу научно-технического прогресса, развивается новая историческая перспектива, развивается такой социальный строй, который получит свое будущее. Глобальные проблемы современности очерчивают это будущее двояко: погибнуть или выжить ? Если сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной природе и вступит с ней в гармоничные взаимоотношения, восторжествуют разумные отношения между личностью и обществом, между обществом и окружающей его средой, то время тревог за судьбы цивилизации на Земле пройдет или, по крайней мере, трансформируется в космогенические проблемы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5